Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Она осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
Подготовкадошкольниковк обучению грамоте
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями.
Она осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте .
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
построена на последовательном, поэтапном обучении детей:
звуковому
чтению
подготовке руки ребенка к письму
и
звуко - буквенному анализу
Основной метод обучения в работе с дошкольниками - это наглядность
Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы.
Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».
Содержание работы по возрастам
Знакомить детей со звуковой стороной слова , самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада , (с 4 лет), когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.
В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.
1
Ознакомление со словом(слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование)
Ознакомление со словом
(слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование)
2
Ознакомление со звуками(в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие)
Ознакомление со звуками
(в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие)
3
Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
Средний дошкольный возраст
Ознакомление со словом
Словарные упражнения , помогающие употреблять термин «слова»:
«Образуй новые слова от слова образца («зайчишка», «зайчик», «зайчонок»).
«Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты) ».
«Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое) ».
«Задания на различение слов сходных по звучанию: ( мишка-шишка, баран-банан и т. д .)».
«Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова (слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность) ».
Ознакомление со звуками
Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа , которые сменяют друг друга:
1. В словах живут звуки окружающего мира («Песенка Жука») ;
2. Интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове) ;
3. Формирование умения различать твердые, мягкие согласные;
4. Названия слов с заданным звуком.
Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей.
С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук , состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками.
Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений.
Другие эффективные средства: мазайка, лепка, штриховка, вязание, конструирование из мелких элементов и др.
Старший дошкольный возраст
Возраст 5-7 лет - этап развития звуко - буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения.
В этом возрасте дети учатся проводить фонетический разбор слов :
Количество слогов;
Гласные звуки (ударные и безударные) ;
Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие) ;
Количество звуков и букв.
Старший дошкольный возрастПодготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления
Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка
Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.
Старший дошкольный возраст
При обучении старших дошкольников основам грамоты решаются основные задачи:
учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие) ;
учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;
знакомить детей с графическим изображением буквы;
обучать чтению слогов;
развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов
Проводится поэтапно:
определение количества слогов в слове;
- последовательное произношение каждого звука в слове;
- определение количества звуков в слове;
- построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков) ;
- обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым) .
Необходимо научить ребенка различать понятия «звук» и «буква»:
Звук- то, что мы слышим и произносим
Буква- то, что мы видим и пишем.
Буква- это «одежда» для звука .
Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(222) "Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»"
["seo_title"] => string(117) "mastierklassdliaroditielieipoobuchieniiughramotievpodghotovitielnoighruppienatiemuputieshiestviiepostraniezvukovislov"
["file_id"] => string(6) "278981"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453176658"
}
}