В период детства дети дошкольного возраста только начинают позновать мир, явления природы.В этот период их жизнь необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года - осень, явлениях природы происходящих осенью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"По следам осени"»
Обособленное структурное подразделение «Теньгушевский детский сад №2» МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Проект
для старшей группы
« ПО СЛЕДАМ ОСЕНИ»
Выполнила воспитатель: Черашева Галина Михайловна
2023 г.
Проект: «По следам осени».
Вид проекта: творчески — информационный.
Продолжительность проекта: сентябрь, октябрь.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Актуальность темы: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Проблема: В период детства дети дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Цель проекта: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи проекта:
Углубить представления об изменениях в природе осенью;
развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечь внимания к окружающим природным объектам;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Подготовительный этап:
Сообщить детям о наступившем времени года – осень. Обратиться с просьбой к родителям, принять активное участие в осенней выставке (поделки из овощей, природного материала, составление осенних букет).
Основные методы и формы реализации проекта:
Определение темы, постановка цели и задачи.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материала для творческого труда.
6. Изготовление дидактических игр.
7. Составление перспективного плана.
Предполагаемый результат:
- расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка фотографий, литературы;
- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
- Рисование на тему «Золотые краски осени»
· - Рекомендации «Какую поделку можно сделать из природного материала».
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильмов
- Беседы
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдение
- Экспериментирование
- Сбор природного материала
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
-Музыка
3. Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности:
- оформление выставки детских творческих работ «Дары осени»;
- выставка родителей «Богатый урожай»;
- фотографии занятий, прогулок, игр;
- дидактические игры, настольно – печатные игры;
Реализация проекта.
Наблюдения:
1.Наблюдение за солнцем.
Цель: обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет.
2.Наблюдение за работой дворника.
Цель: продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать.
3.Наблюдение за цветами на клумбе.
Цель: познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью.
4.Наблюдение за облаками.
Цель: обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду.
5.Наблюдение за птицами.
Цель: уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи.
6.Наблюдение за насекомыми.
Цель: расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду.
7.Наблюдение за дождем.
Цель: предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают.
8.Наблюдения за деревьями.
Цель: уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина.
9.Наблюдения за листопадом.
Цель: показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень».
10. Наблюдения за сбором урожая.
Цель: расширять представления детей об овощах);
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью.
11. Наблюдения за прохожими.
Цель: расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий.
12. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Цель: формировать представления об изменениях природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
13. Наблюдение за березой.
Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
14.Наблюдение за воробьем.
Цели:углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
15. Наблюдение за цветником.
Цели: формировать представления детей о том, что цветы живые они растут и изменяются.
Чтение художественной литературы.
1.В. Сутеев «Под грибом».
Цель: ознакомление детей со сказкой В. Сутеева «Под грибом», учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль; познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде».
2.Е. Трутнева «Осень».
Цель: развивать связную речь детей, память и внимание.
3.А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!
Цель:совершенствование навыка заучивания стихотворения с опорой на наглядность. Формировать у детей навыки выразительного чтения стихов.
4. А. Фет «Задрожали листы».
Цель: помочь детям понять и запомнить поэтическое описание осенней природы, развивать чувство прекрасного, творческое восприятие окружающего мира, интонационную выразительность голоса; вызвать эмоциональный отклик на поэтическое произведение и желание эстетического наслаждения.
5. Е. Трутнева «Листопад».
Цель:помочь детям сформулировать целостное восприятие художественного текста. Развивать умение делать умозаключения, отражать их в речи. Формировать интонационную выразительность речи. Совершенствовать чёткость дикции. Развивать умение делать умозаключения, отражать их в речи. Развивать слуховую память детей.
Цель: познакомить детей с произведениями русских поэтов об осени. Развивать умение выразительно читать стихи. Воспитывать интерес к поэзии, любовь к родной природе.
Цель: воспитывать интерес к поэзии, любовь к родной природе.
12. А. Плещеев «Скучная картина».
Цель: учить выразительному чтению стихотворения, определять настроение стихотворения, закреплять признаки осени; развивать воображение, абстрактное мышление, речь и память; воспитывать любовь к поэзии и родной природе на примере произведения А. Плещеева.
13. К. Бальмонт «Осень».
Цель: закрепить знания о временах года и природных изменениях, развивать память, воображение, воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
14. А. Толстой «Осень».
Цель: познакомить детей сновым стихотворением Алексея Толстого «Осень. уточнить и обобщить представления детей об осени; учить детей характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях.
15. Чтение П. Воронько «Лучше нет родного края».
Цель: Воспитывать у детей патриотическое чувство.
Загадки об осени
Приложение №3.
Словесные игры
1.«Да - нет».
Цель: учить детей мыслить, логично задавать вопросы, делать правильные умозаключения, сопоставив их с вопросами.
2.«Похож – не похож».
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
3. «Отвечай быстро!»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству; приучать быстро думать и отвечать; активизировать в речи детей слова, обозначающие цвет, форму, величину.
4. «Придумай предложение».
Цель: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления; закрепить умение детей самостоятельно составлять предложения с названным словом, сравнивая и сопоставляя свое предложение с предыдущим.
5. «Охотник».
Цель: упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб и птиц.
6. «Кто больше назовёт действий».
Цель: учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.
7. «Скажи по-другому».
Цель: учить подбирать синонимы.
8. «Подбери слово».
Цель: развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова.
9. «Кузовок».
Цель: учить образовывать существительные способом основосложения.
Цель: научить детей выделять первые звуки в словах, уделяя особое внимание тому, что из них можно составить слова, продолжать обучение четкому произношению звуков, слогов и слов, развивать речь детей и способность самостоятельно собирать целое из частей.
12. «Отгадай-ка».
Цель:учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
13. «Магазин».
Цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
14. «Радио».
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
15. «Кто больше заметит небылиц».
Цель:учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
16. «Придумай небылицу».
Цель: учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Беседы
1.«Природа просит защиты».
Цель:приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека.
2.«Прогулка по саду и огороду».
Цель:закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», отличительные особенности овощей и фруктов.
3.«Хлеб – всему голова».
Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.
4.«Что растет в огороде?»
Цель: развивать умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.
5.«О труде людей осенью».
Цель: систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
6.«О лесе».
Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.
Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
7.«Об овощах».
Цель: формировать обобщенные представления об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
8.«Беседа о золотой осени»
Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Приложение 1.
Цикл наблюдений
«Изучаем жизнь природы осенью»
Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за цветами на клумбе (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах); - Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Миновало лето, осень наступила.
А полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышко не видно, темны-темны ночи.
Рассказ о приметах осени. Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его запевалой осени и златоцветником; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют и становится золотистой листва деревьев и кустарников. Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летаю серебряные нити паутины. Такие дни называют бабьим летом.
Вопросы:
Почему сентябрь называют «златоцветником»?
Какие дни в сентябре называют «бабьим летом»?
Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Наблюдение за березой
Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения
Загадка. Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза)
Вопросы
О каком дереве говорится в загадке?
Какой высоты береза?
Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Ветки у березы толстые или тонкие?
А листья можно достать?
Какого цвета ствол березы?
Как можно сказать про березу?
Какого цвета листья у березы?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
Наблюдение за воробьем
Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Загадка. Чик-чирик к зернышкам – прыг.
Клюй - не робей! Кто же это? (Воробей)
Вопросы:
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поет?
Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло – черные, а вот голова серая. Воробей - проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик»
Наблюдение за цветником
Цели: формировать представления детей о том, что цветы живые они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения. Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вопросы:
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтоб весной цветы снова выросли?
Наблюдение за осенними листьями
Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием листопад; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики,
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? (Осень)
Золотые тихие рощи и сады, Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром, Спать ложиться солнышко Раньше с каждым днем. (Осень)
Загадка. Сидит-зеленеет, упадет-пожелтеет, лежит-почернеет. Что это такое? (Лист) Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество – хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадет, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и другие красящие вещества – желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это происходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску.
Вопросы:
Почему желтеют листья?
Какого цвета еще они могут быть?
Почему осень называют золотой?
Какое явление называют листопадом?
Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Приложение 2.
Чтение художественной литературы
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! — Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. — Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. — Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! — Тут места нет. — Подвиньтесь, пожалуйста! — Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает. — Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался? — Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Е. Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотое У берёзки на плечах. У калины и рябины Вьются стаями дрозды... Под окошком георгины Красотой своей горды.
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Фет
Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна. Светлогруда, легка, невеличка, Не запугана бурей одна.
И грохочет громов перекличка, И шумящая мгла так черна... Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна. Е. Трутнева «Листопад»
Под ногой похрустывают льдинки, Ничего не видно. Темнота. И шуршат листочки - невидимки, Облетая с каждого куста. Осень ходит по дорогам лета, Всё притихло, отдыхать легко. Только в небе празднично от света – Небо все созвездия зажгло!.. С золотыми листиками схожи, Звёзды с неба сыплются… летят... Будто в тёмном, звёздном небе тоже Наступил осенний листопад И. Бунин «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... К. Бальмонт «Веселая осень»
Щебетанье воробьев, Тонкий свист синиц. За громадой облаков Больше нет зарниц. Громы умерли на дне Голубых небес. Весь в пурпуровом огне Золотистый лес. Ветер быстрый пробежал, Колыхнул парчу. Цвет рябины алым стал, Песнь поет лучу. В грезе красочной я длю Звонкую струну. Осень, я тебя люблю, Так же, как Весну.
А. Плещеев «Осенняя песенка»
Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. М. Ивенсен «Падают, падают листья»
Падают, падают листья. В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают, Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. В руки возьмем по корзинке, В лес за грибами пойдем, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осеннним грибом «Лежебока рыжий кот»
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться. Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?.. А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А. Плещеев «Скучная картина»
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца... Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!.... К. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. А. Толстой «Осень»
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью, Не умею высказать, как тебя люблю.
П. Воронько «Лучше нет родного края».
Жура – жура - журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края!
Приложение 3 Загадки об осени.
Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень) *** Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто… (листопад) *** Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно … (Листопад) *** Ветки в парке шелестят, Сбрасывают свой наряд. Он у дуба и березки Разноцветный, яркий, броский. (Листопад) *** Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто … (Листопад) *** Рыжий Егорка Упал на озерко, Сам не утонул И воды не всколыхнул. (Осенний лист) *** Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь) *** Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный… (дождь) *** Шел долговяз, в сырую землю увяз. (дождь) *** Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило. (дождь) *** Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (дождь) *** Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) *** Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — … (Дождь) *** В сером небе низко Тучи ходят близко, Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли… (зонт) *** Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду… (лужи) *** Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер) *** Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер) *** Пареньку почти семь лет. За плечами ранец. А в руках большой букет, На щеках румянец. Что за праздничная дата? Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний) *** Не колючий, светло-синий По кустам развешан … (Иней) *** Стало ночью холодать, Стали лужи замерзать. А на травке — бархат синий. Это что такое? (Иней) *** Не снег, не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) *** Загадки с ответом осень Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью) *** Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (осень) *** Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью) *** Утром мы во двор идём — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (Осень) *** Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин (Осень) *** Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — … (Осень) *** Пришла без красок B без кисти И перекрасила все листья. (Осень) *** Лес разделся, Неба просинь, Это время года — … (Осень) *** Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, я … (Осень) *** Загадки про осенние месяцы Лето кончилось, Пора снова в школу, детвора, К атласам и букварям. Что за месяц в гости к нам? (Сентябрь) *** Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь) *** Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит, И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь) *** Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (Октябрь) *** Листья клёна пожелтели, Зеленеют сосны, ели, Ветер, дождь, по речке рябь. Это к нам пришел … (Октябрь) *** Все мрачней лицом природа: Почернели огороды, оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) *** Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (Октябрь) *** Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало — Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) *** Осень по календарю, Но уже стучит вовсю В двери строгая зима, Сыплет снегом на поля. (Ноябрь) *** Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовет к нам холода, знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь) *** Месяц отгадай скорей: Он длиною в тридцать дней Часто эти дни с дождём, А идёт за октябрем. (Ноябрь)
Приложение 4
Словесные игры
1. «Да – нет».
Цель: Учить детей мыслить, логично задавать вопросы, делать правильные умозаключения, сопоставив их с вопросами.
Ход:Вариант первый: Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня. Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да». Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».
Вариант второй: Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».
Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»
2. «Похож – не похож».
Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход: Воспитатель, посадив детей в кружок, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож — не похож». Обращаясь к детям, он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать». Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.
Примеры загадок: «Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит» (божья коровка и майский жук).
«Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо» (лисица и волк).
«Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо (трактор и грузовик).
Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают это задание и дают описание, например, кошки и котенка, ели и сосны, дивана и скамейки и др.
3. «Отвечай быстро!»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству; приучать быстро думать и отвечать; активизировать в речи детей слова, обозначающие цвет, форму, величину.
Ход: Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол». «Каменный» - «Дом».
4. «Придумай предложение».
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления; закрепить умение детей самостоятельно составлять предложения с названным словом, сравнивая и сопоставляя свое предложение с предыдущим.
Ход: Воспитатель просит придумать предложение со словом «кошка». Когда ребенок назовет его (например, «У меня дома живет кошка»), можно предложить сказать придуманные предложения другим детям. Когда правила игры будут всем понятны, предложить всем занять свои места на стульчиках, расставленных полукругом. Затем воспитатель уже не произносит новое слово, а лишь показывает картинку с изображением животного или игрушку. Теперь дети начинают составлять предложения, чтобы в них присутствовало данное слово.
5. «Охотник».
Цель: Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб и птиц.
Ход: Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.
6. «Кто больше назовёт действий».
Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.
Ход: Взрослый называет знакомые детям профессии: врач, продавец, повар, шофёр, бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вспомнить и назвать действие человека этой профессии.
- Что делает повар? - Печёт!
Правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.
Цель: Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход: «Что можно шить?» (платье, кофту, брюки, юбку, пальто, сарафан, сапоги, шубу, и т.д.). «Что можно завязать?» (бант, шнурки, веревочку, шарф, завязки).
9. «Кузовок».
Цель: Учить образовывать существительные способом основосложения.
Ход: Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок, Обмолвишься – отдашь залог. Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок. Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.) . В конце игры разыгрываются залоги. Чей залог вынется (из корзины, что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т. д.
Ход: Воспитатель просит выполнить задание: груша, яблоко, апельсин – это фрукты. Назови предметы:
посуда, овощи, одежда и т. д. Позже можно играть с мячом.
11. «Только на одну букву».
Цель: Научить детей выделять первые звуки в словах, уделяя особое внимание тому, что из них можно составить слова, продолжать обучение четкому произношению звуков, слогов и слов, развивать речь детей и способность самостоятельно собирать целое из частей.
Ход: Воспитатель объясняет ее правила, которые заключаются в том, что необходимо назвать как можно больше слов на определенную букву. Так как не все дети еще знакомы с буквами, то, прежде чем они начнут выполнять задание, все хором произносят нужный звук.
Каждой команде дается по 5 секунд, чтобы назвать слово, начинающееся, например, на букву «с». Затем слово называет команда соперников. Так продолжается до тех пор, пока у детей не будет подходящего ответа. Если в течение 10 секунд они не скажут слова, то право ответа переходит другой команде. В этом туре побеждает команда, которая последней дала правильный ответ. Далее игра продолжается, и команды называют слова, которые начинаются уже с другой буквы.
12. «Отгадай-ка».
Цель:Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход: Воспитатель напоминает детям, как они рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
Воспитатель кладет камешек на колени любому играющему, ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
13. «Магазин».
Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Ход: Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».
Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит воспитатель и с мячом садится на стул.
Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.
Примечание. По такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные растения, их листья, стебель, цветок.
14. «Радио».
Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», — говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки.
Воспитатель следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей, как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!». И тогда диктор платит фант, который в конце игры выкупается.
15. «Кто больше заметит небылиц».
Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход: Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».
16. «Придумай небылицу».
Цель: Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Ход: Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...».
«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,— предлагает воспитатель.
Приводим примеры рассказов-небылиц: «Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывала. Посмотрела она туда, сюда — нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется».
«Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно. Идет по песку на дне, смотрит — навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез».
Приложение 5
Беседы
1.«Природа просит защиты».
Цель: приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека.
Вопросы к беседе: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? А без воздуха? Солнечное тепло, растения, животные, вода, воздух – это все природа! А могут ли люди прожить без природы? А раз не могут, то, как же они должны относиться к ней? Всегда ли хорошо и бережно относятся люди к природе? А у кого природа может попросить помощи? Какие обитатели просят помощи у человека? Каким должен быть человек, чтобы защищать природу? Как можно помочь птицам (растениям, рыбам, животным, речке и тд.).
2.«Прогулка по саду и огороду».
Цель: закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», отличительные особенности овощей и фруктов.
Вопросы к беседе: Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете? Что мы называем фруктами? Какие фрукты вам известны? Чем отличаются овощи и фрукты? Что у них общего? Назовите свой любимый фрукт. Где он растет – на веточке дерева или на кустике? А какой из овощей вам нравится больше всего? Как выращивают этот овощ? Какие вы знаете сказки, где героями являются овощи и фрукты? При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ (фрукт) по ответам и вопросам».
3.«Хлеб – всему голова».
Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.
Вопросы к беседе: Как вы понимаете фразу «Хлеб – всему голова»? Почему так говорят? Какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол? Люди каких профессий выращивают хлеб? Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий из муки? А какие еще изделия можно сделать из муки? Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе? Как люди должны относиться к хлебу?
4.«Что растет в огороде?»
Цель: развивать умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.
Вопросы к беседе: Где выращивают овощи? Что нужно для того, чтобы их вырастить? Какие овощи растут под землей, а какие над землей? Как собирают овощи? На какие геометрические фигуры похожи овощи (воспитатель перечисляет, дети называют фигуру) . Для чего нужны овощи? Что можно из них приготовить? Как готовят овощи? (Их моют, режут, жарят, варят, тушат, запекают, солят, маринуют, замораживают).
5.«О труде людей осенью».
Цель: систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Содержание: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие работы приходилось выполнять людям в садах: люди летом ухаживают за посевами и посадками, борются с сорняками и насекомыми – вредителями растений. Проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Летом созревают вишня, слива, ранние яблоки, различные ягоды Осенью люди продолжают убирать урожай хлеба, овощей, картофель, капусту, морковь, редьку и т.д. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. Какие работы выполняют осенью? Для чего это делают? В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья, кустарники, сгребают листья, а затем сжигают их или поливают ядовитыми веществами. Это делают для того, чтобы убить спрятавшихся в листве насекомых-вредителей. Какие заготовки делают люди осенью? Закладывают на хранение фрукты, овощи, варят варенье, консервируют овощи дома и на консервном заводе. - Воспитатель напоминает детям, что овощи и фрукты можно не только заготовить дома, но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилища.
6.«О лесе».
Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.
Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Содержание: Воспитатель сообщает, что к ним пришел старичок – лесовичок, который хочет услышать, что ребята знают про лес. Кто был в лесу? Что видели там? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовичок слушает, хвалит детей. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну. Загадывает загадку:
«Сидит – зеленеет, лежит – пожелтеет, падает – почернеет» (лист дерева). Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные – темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, орешник, малина. Также на земле растут травы, ягоды, грибы. Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает стихи и загадки, просит найти на них отгадки. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жилье: роют норы, вьют гнезда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. лес – это замечательное природное богатство.
7.«Об овощах».
Цель: формировать обобщенные представления об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Содержание: Воспитатель приносит в группу поднос с овощами. Спрашивает, что на подносе лежит и как все это назвать одним словом (овощи) Откуда пришли к нам овощи? Где они растут? (на огороде) кто выращивает овощи? Воспитатель уточняет: верно, ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть. Скажите, ребята, все ли овощи растут на поверхности земли? Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи – корнеплоды). Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность). Для чего люди выращивают овощи? (Чтобы употреблять в пищу). Все ли овощи одинаковые на вкус? Значит, овощи различаются и по вкусу. Загадка: «Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Ее можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна». – Воспитатель (с блюдом сырых и вареных овощей) предлагает ребенку, поднявшему руку, зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об этом ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел. «Живет дед во сто одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (лук) Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят, и сказки о ней говорят. (Репа) Дети пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу. Предложить детям самим сочинить загадки про овощи.
8.«Беседа о золотой осени»
Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Ход.
Воспитатель. Сегодня, дети, мы поговорим о золотой осени. Сейчас я предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в осенний лес-полный сказок и чудес. Сейчас мы пройдёмся по лесным дорожкам и послушаем как шуршат листья под ногами. (Включается звукозапись-шуршание листьев). Воспитатель. Почему сейчас в лесу далеко видно? Ребёнок. Деревья стоят голые, только кое-где остались листья, которые опадают с порывами ветра. Воспитатель. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на голые деревья, засохшую траву? (Ответы детей). Воспитатель. Вы слышите гул и свист ветра? (Ответы детей). Воспитатель. Кто из поэтов любил осень? Ребёнок. А.Пушкин, А. Плещеев. Плещеев написал стихотворение про осень. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели в дальние края. Воспитатель. Много стихотворений написали поэты про осень. Я хочу вам прочитать рассказ про осень. А написал этот сказочный рассказ Г.А. Скребицкий. (Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Осень). (Показ видеоматериала с изображением осени) Воспитатель. Куда отправилась художник осень? Ребёнок. Отправилась осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие словно башни, стога. Воспитатель. Чем осень покрыла берёзы и клёны? Ребёнок. Берёзы и клёны осень накрыла лимонной желтизной. Воспитатель. А листья осинок? Ребёнок. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Воспитатель. Каким стал осинник? Ребёнок. Стал осинник ярко-красный, весь как огонь горит. Воспитатель. Во что подумала осень одеть дуб? Ребёнок. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит густой листвой потряхивает. Думает осень: «Нужно богатыря в медную кованную броню одеть». Так и обрядила старика. Воспитатель. Как разукрасила осень кусты и деревья? Ребёнок. Все деревья и кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого одела в ярко-красный. Воспитатель. Что осень сделала с соснами и елями? Ребёнок. Одни только сосны и ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, не разукрасит их. Пусть какими были летом, такими и останутся. Воспитатель ещё раз читает текст.