Педагогическое общение включает в себяследующие профессиональные компетенции воспитателя:
профессиональные знания;
педагогические умения;
профессиональные позиции;
психологические качества.
Выделяются разные функции и виды общения
цель общения находится как бы вне взаимодействия субъектов, когда
общение обслуживает предметную деятельность (например, общение
воспитателя и дошкольника в процессе ООД, режимных моментах);
цель общения заключается в нем самом (когда возникает возможность
общения педагога и воспитанника) как разговор о жизни; здесь имеется полное равноправие партнеров);
цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям
инициатора общения (это обычное общение);
целью общения является приобщение самого инициатора к ценностям
партнера (ответы на вопросы ребёнка).
Профессиональные знания воспитателя включают представление о строении общения
коммуникативные задачи, которые ставит воспитатель
способы общения, т. е. выразительные средства, стили общения, позиции, роли, маски в общении
самоанализ хода и результатов общения
Коммуникативные задачи
это взаимообмен информацией, коммуникация между воспитателем и ребенком (а не только передача знаний от взрослого, ведь сверхзадачей общения иногда называют получение нового знания в ходе общения);
взаимопознание, взаимное умение посмотреть на себя глазами партнера общения и взаимокоррекция поведения;
мобилизация резервов всех участников общения, когда общение располагает к тому, чтобы проявились наиболее сильные и яркие стороны и учащихся и самого педагога;
взаимодействие (интеракция) и организация совместной деятельности участников;
взаимная удовлетворенность всех участников общения.
Этапы общения
Моделирование предстоящего общения
Начало и организация общения
Управление процессом общения в развивающейся педагогической деятельности
Анализ осуществленного общения и прогнозирование нового в последующем взаимодействии с дошкольником.
Уровни общения (отнесены к педагогическому)
- примитивный уровень (когда собеседник не партнер, а предмет, нужный или мешающий); - манипулятивный (партнер — соперник в игре, которую непременно надо выиграть); - конвенциональный (нет предмета для спора, но нет и взаимных интересов, есть взаимная терпимость); - стандартизированный (общение вокруг общего предмета на основе стандартов, а не на взаимном схватывании актуальных ролей друг друга); - игровой уровень (интерес к «ролевому вееру» другого человека, проникнутый не корыстью, а симпатией к этому человеку); - деловой уровень (реальное сотрудничество с другим человеком, а не просто деловые контакты); - духовный уровень (другой человек как носитель духовного начала)
В процессе взаимодействия с детьми педагог используетпрямые и косвенные средства воздействия.
Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.).
Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.
Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему.
Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.
Стили руководства педагога
1.Демократический стиль. Дошкольник рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Воспитатель привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества дошкольников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. 2. Авторитарный стиль. Дошкольник рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Воспитатель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений детей, не обосновывает свои действия перед воспитанниками. 3. Либеральный стиль. Воспитатель уходит от принятия решений, передавая инициативу воспитанникам, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.
Позиции воспитателя во взаимодействии с дошкольниками
- «закрытая позиция» воспитателя, для которой характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрытия;
- «открытая позиция» , находясь на которой воспитатель отказывается от собственного педагогического всеведения и непогрешимости, открывает свой личный опыт дошкольникам и сопоставляет свои переживания с их, излагает учебный материал сквозь призму своего восприятия; - общение как дружеское расположение ; - общение — дистанция ; - общение — устрашение ; - общение — заигрывание .
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующиестили педагогического общения:
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется увлеченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащимися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»
Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако, при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
Общение-дистанция — его суть в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно, в качестве важного ограничителя, фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст.
Общение-устрашение — крайняя форма общения-дистанции. Она соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.
Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
7 стилей общения педагогов (М. Шеин)
Для ПЕРВОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ характерны : активность , контактность и высокая эффективность общения , педагогический оптимизм , опора на позитивный потенциал личности ребенка и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности ребенка, уверенная открытость, искренность и естественность в общении, бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций. Углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения детей, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков, целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта, как пережитого знания, высокая импровизационность в общении, стремление к собственному профессиональному личностному росту, достаточно высокая и адекватная самооценка, развитое чувство юмора.
Для ВТОРОГО СТИЛЯ общения характерно : подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и детям в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у детей зависимости («порабощение» с благими намерениями), потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны, отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.
ТРЕТИЙ СТИЛЬ - поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации, отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена их ориентации на некритическое согласие (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратства), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности, ориентации на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам (быть не хуже других), уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, лабильная или низкая самооценка.
ЧЕТВЕРТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное, ролевое общение, отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость, безразличие к детям и низкая сензитивность к их состояниям ("эмоциональная глухота"), высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения.
ПЯТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - эгоцентрическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчеркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие, высокое развитие коммуникативных умений и гибкое их использование с целью скрытого управления окружающими, хорошее знание сильных и слабых сторон в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, значительная степень рефлексии, высокая самооценка и контроль.
ШЕСТОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - стремление к доминированию, ориентация на "воспитание-принуждение", преобладание дисциплинарных приемов над организуемыми, эгоцентризм, игнорирование точки зрения самих детей, нетерпимость к их возражениям и ошибкам. Недостаток педагогического такта и агрессивность, субъективизм в оценках, жесткая их поляризация, ригидность, ориентация на репродуктивную деятельность, стереотипизация педагогических воздействий, низкая сензитивность и рефлексия, высокая самооценка.
СЕДЬМОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - неприятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздраженно-импульсивное отвержение детей, жалобы на их враждебность и "неисправимость", стремление свести общение с ними к мнимому и проявление агрессии при невозможности его избежать, "эмоциональные срывы", инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на детей или на объективные обстоятельства, низкая самооценка и слабый самоконтроль.
1.Педагогический такт (чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения) 2.Педагогическая эмпатия (включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.) 3.Педагогическая общительность 4.Обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).