совокупность методов, приемов и способов применения мелкой моторики рук для коррекции речевых отклонений
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
Доказано, что одним из показателей нормального физического и психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики
У детей с нарушением речи возникают следующие проблемы :
в самой речи «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи.
Цель применения пальчиковых технологий
Совершенствовать сенсомоторное развитие детей и, таким образом создать фундамент речевого и умственного развития дошкольника.
Использование пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной активности делают занятия более живыми, интересными, результативными.
Речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в школе.
Самомассаж кистей рук и пальцев
Коррекционные мероприятия
Игры в теневом театре
Изображение пальцами фигур и звуков
Изображение пальчиками рифмованных историй
Пальчиковые игры-драматизации
Необходимо помнить три важных правила
1. пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
2. после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
3. поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Техника самомассажа
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, сгибание, разгибание пальчиков (всех вместе и поочередно). Используем такие упражнения: катание грецкого ореха или шарика (при усложнении используем два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности.
Изображение пальцами фигур
Учим детей изображать пальчиками различные фигурки: «флажок», «очки», «бинокль», «стол», «солнечные лучи» и другое. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Изображение пальчиками рифмованных историй
Освоив свободное выполнение пальчиковых фигурок, упражнения усложняются, переходим к использованию рифмованных историй: «Дружба», «Апельсин», «Алые цветы» и другие. Используем народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Этот пальчик-дедушка», «Этот пальчик хочет спать».
Пальчиковые игры-драматизации
В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираем тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно.
Теневой театр
Пальчиковые игры используются в теневом театре
Предметная среда для развития мелкой моторики
Мелкая и крупная мозаика;
Леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;
Пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
Коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
Цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бархатной бумаге «Рисуем ниточкой»;
Пособия со шнуровкой;
Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
Счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами рисунков;
Головоломки «Собери картинку»;
Пальчиковый театр;
Конструкторы.
Заключение
Разнообразное использование пальчиковых технологий - одно из важных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Пальчиковые технологии развивают:
внимание детей, зрительную реакцию на собеседника,