kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опытно - экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по теме опытно - эксерементальная деятельность как способ развития речи  старших дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опытно - экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольников.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 44» Опытно-экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольника Автор:Чувилина Венера Табрисовна Миасс 2017 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 44»

Опытно-экспериментальная

деятельность

как способ развития

речи дошкольника

Автор:Чувилина Венера Табрисовна

Миасс

2017 год

Вы никогда не пробовали посчитать, сколько вопросов задает ребенок в течение дня? Или хотя бы в час? «Как», «почему», «откуда», «зачем» - поток вопросов обрушивается на вашу голову  с бешено скоростью. А ответы, между прочим, требуется давать незамедлительно, обстоятельно и совершенно серьезно.

Вы никогда не пробовали посчитать, сколько вопросов задает ребенок в течение дня? Или хотя бы в час? «Как», «почему», «откуда», «зачем» - поток вопросов обрушивается на вашу голову  с бешено скоростью.

А ответы, между прочим, требуется давать незамедлительно, обстоятельно и совершенно серьезно.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. С появлением компьютеров, планшетов, телефонов и других гаджетов, стало мало живого общения детей со сверстниками  и с родителями. Всё свободное время дети  играют в одиночестве, наедине с собой.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

С появлением компьютеров, планшетов, телефонов и других гаджетов, стало мало живого

общения детей со сверстниками

и с родителями.

Всё свободное время дети

играют в одиночестве,

наедине с собой.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Образовательная область «Коммуникация» согласно ФГОС – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Коммуникация» согласно ФГОС – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей
  • практическое овладение нормами речи.

Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой.  Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта,  при подведении итогов и в словесном  рассказе об увиденном.

Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность. Экспериментирование

даёт детям реальные представления о различных

сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой.

Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели,

во время обсуждения хода опыта,

при подведении итогов и в словесном

рассказе об увиденном.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.  Детское экспериментирование  один из наиболее эффективных методов   развития не только познавательных закономерностей и явлений окружающего мира, но и  развития речи, т. к. оно тесно связано с ним.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует

развитию речи. Детское экспериментирование

один из наиболее эффективных методов

  развития не только познавательных

закономерностей и явлений

окружающего мира, но и 

развития речи, т. к. оно тесно

связано с ним.

Именно поэтому в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности. Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. 

Именно поэтому в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности.

Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности.

Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. 

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. И хотела бы поделиться немного своим опытом по данной теме.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. И хотела бы поделиться немного своим опытом по данной теме.

Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности: Экспериментальная деятельность, организованная педагогом; Познавательное занятие с элементами эксперимента; Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; Долгосрочные  наблюдения  эксперименты.

Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности:

  • Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  • Познавательное занятие с элементами эксперимента;
  • Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • Долгосрочные

наблюдения

эксперименты.

Работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет: Учить детей видеть проблему; Формировать умения выдвигать гипотезы; Совершенствовать умения задавать вопросы.

Работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

  • Учить детей видеть проблему;
  • Формировать умения выдвигать гипотезы;
  • Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными  и более прочными. 

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда

являются осознанными

и более прочными. 

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры: * осознание того, что хочешь узнать * формулирование задачи исследования * продумывание методики эксперимента * выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний * прогнозирование результатов * выполнение работы * соблюдение правил безопасности * наблюдение результатов * фиксирование результатов * анализ полученных данных * словесный отчет об увиденном * формулирование выводов.

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

* осознание того, что хочешь узнать

* формулирование задачи исследования

* продумывание методики эксперимента

* выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний

* прогнозирование результатов

* выполнение работы

* соблюдение правил безопасности

* наблюдение результатов

* фиксирование результатов

* анализ полученных данных

* словесный отчет об увиденном

* формулирование выводов.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

Несколько важных советов:  1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;  2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.  3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;  4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;  5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;  6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;  7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;  8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Опытно - экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольников.

Автор: Чувилина Венера Табрисовна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Опытно - экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "opytno_ekspierimiental_naia_dieiatiel_nost_kak_sposob_razvitiia_riechi_doshkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "439336"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1510936973"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Опытно-экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольника"
    ["seo_title"] => string(75) "opytno_eksperimentalnaia_deiatelnost_kak_sposob_razvitiia_rechi_doshkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "509003"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1556877405"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе ДОУ "В гостях у водички" "
    ["seo_title"] => string(99) "opytno-ekspierimiental-naia-dieiatiel-nost-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-dou-v-ghostiakh-u-vodichki"
    ["file_id"] => string(6) "244482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948857"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "kollektsionirovanie_odno_iz_effektivnykh_sredstv_dlia_razvitiia_poznavatelnoi_ak"
    ["file_id"] => string(6) "502879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552495250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2770 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства