Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольника»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
д/с №1 СП «Лукоморье»
Опытно-экспериментальная
деятельность
как способ развития
речи дошкольника
Автор:Чеканова Наталья Георгиевна
Озерск
2019 год
Вы никогда не пробовали посчитать, сколько вопросов задает ребенок в течение дня? Или хотя бы в час? «Как», «почему», «откуда», «зачем» - поток вопросов обрушивается на вашу голову с бешено скоростью.
А ответы, между прочим, требуется давать незамедлительно, обстоятельно и совершенно серьезно.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
С появлением компьютеров, планшетов, телефонов и других гаджетов, стало мало живого
общения детей со сверстниками
и с родителями.
Всё свободное время дети
играют в одиночестве,
наедине с собой.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Образовательная область«Коммуникация»согласно ФГОС – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей
практическое овладение нормами речи.
Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность. Экспериментирование
даёт детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой.
Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели,
во время обсуждения хода опыта,
при подведении итогов и в словесном
рассказе об увиденном.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует
развитию речи.Детское экспериментирование
один из наиболее эффективных методов
развития не только познавательных
закономерностей и явлений
окружающего мира, но и
развития речи, т. к. оно тесно
связано с ним.
Именно поэтому в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности.
Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности.
Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. И хотела бы поделиться немного своим опытом по данной теме.
Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности:
Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
Долгосрочные
наблюдения
эксперименты.
Работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап– подготовка к постановке проблемы – позволяет:
Учить детей видеть проблему;
Формировать умения выдвигать гипотезы;
Совершенствовать умения задавать вопросы.
На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».
Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда
являются осознанными
и более прочными.
В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:
* осознание того, что хочешь узнать
* формулирование задачи исследования
* продумывание методики эксперимента
* выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний
* прогнозирование результатов
* выполнение работы
* соблюдение правил безопасности
* наблюдение результатов
* фиксирование результатов
* анализ полученных данных
* словесный отчет об увиденном
* формулирование выводов.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
Несколько важных советов:1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.