kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опытно-экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. И хотела бы поделиться немного своим опытом по данной теме.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольника»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  д/с №1 СП «Лукоморье» Опытно-экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольника Автор:Чеканова Наталья Георгиевна Озерск 2019 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

д/с №1 СП «Лукоморье»

Опытно-экспериментальная

деятельность

как способ развития

речи дошкольника

Автор:Чеканова Наталья Георгиевна

Озерск

2019 год

Вы никогда не пробовали посчитать, сколько вопросов задает ребенок в течение дня? Или хотя бы в час? «Как», «почему», «откуда», «зачем» - поток вопросов обрушивается на вашу голову  с бешено скоростью. А ответы, между прочим, требуется давать незамедлительно, обстоятельно и совершенно серьезно.

Вы никогда не пробовали посчитать, сколько вопросов задает ребенок в течение дня? Или хотя бы в час? «Как», «почему», «откуда», «зачем» - поток вопросов обрушивается на вашу голову  с бешено скоростью.

А ответы, между прочим, требуется давать незамедлительно, обстоятельно и совершенно серьезно.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. С появлением компьютеров, планшетов, телефонов и других гаджетов, стало мало живого общения детей со сверстниками  и с родителями. Всё свободное время дети  играют в одиночестве, наедине с собой.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

С появлением компьютеров, планшетов, телефонов и других гаджетов, стало мало живого

общения детей со сверстниками

и с родителями.

Всё свободное время дети

играют в одиночестве,

наедине с собой.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Образовательная область «Коммуникация» согласно ФГОС – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Коммуникация» согласно ФГОС – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей
  • практическое овладение нормами речи.

Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой.  Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта,  при подведении итогов и в словесном  рассказе об увиденном.

Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность. Экспериментирование

даёт детям реальные представления о различных

сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой.

Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели,

во время обсуждения хода опыта,

при подведении итогов и в словесном

рассказе об увиденном.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.  Детское экспериментирование  один из наиболее эффективных методов   развития не только познавательных закономерностей и явлений окружающего мира, но и  развития речи, т. к. оно тесно связано с ним.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует

развитию речи. Детское экспериментирование

один из наиболее эффективных методов

  развития не только познавательных

закономерностей и явлений

окружающего мира, но и 

развития речи, т. к. оно тесно

связано с ним.

Именно поэтому в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности. Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. 

Именно поэтому в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности.

Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности.

Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. 

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. И хотела бы поделиться немного своим опытом по данной теме.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. И хотела бы поделиться немного своим опытом по данной теме.

Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности: Экспериментальная деятельность, организованная педагогом; Познавательное занятие с элементами эксперимента; Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; Долгосрочные  наблюдения  эксперименты.

Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности:

  • Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  • Познавательное занятие с элементами эксперимента;
  • Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • Долгосрочные

наблюдения

эксперименты.

Работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет: Учить детей видеть проблему; Формировать умения выдвигать гипотезы; Совершенствовать умения задавать вопросы.

Работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

  • Учить детей видеть проблему;
  • Формировать умения выдвигать гипотезы;
  • Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными  и более прочными. 

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда

являются осознанными

и более прочными. 

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры: * осознание того, что хочешь узнать * формулирование задачи исследования * продумывание методики эксперимента * выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний * прогнозирование результатов * выполнение работы * соблюдение правил безопасности * наблюдение результатов * фиксирование результатов * анализ полученных данных * словесный отчет об увиденном * формулирование выводов.

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

* осознание того, что хочешь узнать

* формулирование задачи исследования

* продумывание методики эксперимента

* выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний

* прогнозирование результатов

* выполнение работы

* соблюдение правил безопасности

* наблюдение результатов

* фиксирование результатов

* анализ полученных данных

* словесный отчет об увиденном

* формулирование выводов.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

Несколько важных советов:  1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;  2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.  3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;  4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;  5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;  6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;  7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;  8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опытно-экспериментальная деятельность как способ развития речи дошкольника

Автор: Чеканова Наталья Георгиевна

Дата: 03.05.2019

Номер свидетельства: 509003


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства