kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы Коровко Т.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по развитию речи дошкольников,используя инновационные методы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы Коровко Т.В.»



ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО

РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД № 150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ





КОРОВКО

ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В РАЗВИТИИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»












ДНР,2019 год





СОДЕРЖАНИЕ


1. Актуальность,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,2

2. Теоретическое обоснование проблемы опыта,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3

3. Интегрированный метод обучения. Теоретические основы инновационных технологий,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5

4. Условие реализации опыта. Практическое применение инновационных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12

5. Результативность опыта,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,19

6. Библиографический список,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,20














































АКТУАЛЬНОСТЬ


В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Провести анализ методической литературы по данной теме.

- Создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе .

- Провести мониторинг развития речи детей.

- Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.

- Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

- Повысить уровень развития речи у детей.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:


- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

- Метод интеграции

- Мониторинг


Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина, Л.С.Выготского, Л.А.Венгер.


Новизна - изучение и применение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе направленные на развитие речи детей:

-проектная деятельность;

-технологии критического мышления;

-технология скрайбинг.











ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЫТА.


Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:


- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;

- ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;

- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.


Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.


Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.


Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.


Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.


Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.



В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в МДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.


Одним из плюсов использования в воспитательно-образовательном процессе МДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве с родителями, проектная деятельность, технологии критического мышления, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, является помощь реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.


Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.


Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.


Однако существуют и риски в применении данного опыта. В первую очередь возрастают требования к воспитателю, не достаточно методической литературы. Использование некоторых технологий требует больших временных затрат, необходимого программного обеспечения, заинтересованности родителей, как полноценных участников образовательного процесса.


Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.


Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:


научные исследования;

социокультурная среда –потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;

творческая вариативность педагогов;

заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.





















ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. Теоретические основы инновационных технологий

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.


Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:


полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);

интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.


Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи. Для решения этой задачи, в своей работе с детьми использую инновационные технологии:

-проектная деятельность;

-технологии критического мышления;

-технология скрайбинг.


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.


Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.


Метод проектов — это педагогическая инновационная технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.


Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.


Проектная деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи.


Задачи:

-Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним;

-Развивать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

-Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-Обучать детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;



-Формировать и развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска.


Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.


Типы проектов:


1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.


Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложив-шейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов.


Метод проекта, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.


В практике современных дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:


1. исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;


2. творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения;


3. структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников;


4. информационно-практико — ориентированные проекты изначально направлены на сбор



информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.


(Приложение № 1)


Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектов. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений.


Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.


В содержание проектов могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н. Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно с взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое.

Отмечая педагогическую значимость метода проектов можно сказать, что он:


является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой;


является педагогической инновационной технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту;


один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду;


способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;


формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности;


реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;


позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.


Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.


Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:


Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.


Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:




к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информации;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.


3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Что даёт нам работа в проекте?


Прежде всего, это:


- в группе создается благоприятная атмосфера для обучения;

- все учатся у всех;

- проект интегрирует различные аспекты знаний и действий;

- каждый участник работает в своем ритме;

- проекты не привязаны к содержанию программы;

- ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника;

- у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием;

- создается сообщество детей, воспитателей и родителей;

- проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности.



Технологии критического мышления


Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников является технология развития критического мышления.


Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский.


Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.


Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.


Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.


Технология РКМ позволяет решать задачи:


- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:


В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).




Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:


- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома


Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:


-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.


Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.


В работе с детьми по речевому развитию я использую следующие инновационные технологии критического мышления: «Синквейн», «Корзина идей», «Кластер», «Шесть шляп мышления».


СИНКВЕЙН


(Приложение № 2)


Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.


Задачи:


-обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь, словарь прилагательных);

-готовить к краткому пересказу

-чувствовать себя хоть на мгновение творцом

-развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление.


Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.


Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в работе с детьми совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:


Уточнение, расширение, активизация словаря;




-Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

-Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

-Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

-Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.


Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Лексические темы (тематическое планирование на год) служат темами синквейнов. Алгоритм составления синквейна: Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:


1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).


Приём «Кластер»


Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы».


Приём «Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками». Приём помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребёнка: «Как ты думаешь?», «Что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребёнком сходство и различие его версии с оригиналом. Вопросы симулируют мышление ребёнка, заставляя его мозг работать. Дети имеют возможность пофантазировать, высказать своё мнение. Происходит обучение ка критическому мышлению, так и творческому, так как от ребёнка требуется связное монологическое высказывание


Еще один прием – это «Корзина идей». «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Этот прием «Корзина идей» может быть применен при календарно-тематическом планировании образовательного процесса ДОУ.


«Шесть шляп мышления»


Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития речи и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.


Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.



Шесть шляп мышления


Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. (Я люблю животных, они смешные и т.д.)


Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. (Чем они полезны для природы и человека)


Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. (Проблемы – вымирание)


Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. (песни, стихи, сказки)


Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. (Факты)


Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.)


Достоинства метода умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.


Технология скрайбинг


(Приложение № 3)


Технология скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).


Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.


Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). выступающий рассказывает что-то , и в это же время этот рассказ иллюстрирует.

Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску , сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.


Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.


Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.



Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.


Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.


Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.


УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА.


Практическое применение инновационных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.


Технология проектной деятельности


Обращение к проектной деятельности, объясняю тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.


Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»


Доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.


В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.


Целью моей деятельности является обогащение словаря, так как в результате проведённой диагностики, используя методику обследования Ушаковой О.С., был выявлен ряд проблем, связанный с речевым развитием детей. Необходимо было расширять словарный запас детей и формировать умение активно пользоваться им. В своей работе, как одну из форм, применила проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

В ходе реализации проекта особое внимание уделяла развитию речи. Для этого создала картотеку дидактических и настольных игр:




-«Лови да бросай - цвета называй».

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет;


- «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным;


- «Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным;


- «Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас;


-«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения;


- «Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти;


-«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас;


-«Семья»

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников;


«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции и т.д.


Использовала разные методы работы над проектами:


-Словесные методы: метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.

-Наглядные методы;

-Методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых дети осваивали способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций

-Практические методы: рисование иллюстраций к художественным произведениям, изображения героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, просмотр на видеозаписях своих постановок с последующим обсуждением, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, разнообразные конкурсы, иллюстраций, придумывание сказок, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям;

-Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

-личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта;





-индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы;


-здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);


-технология исследовательской деятельности в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;


-информационно-коммуникационных технологии: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео-просмотры, подбирается иллюстративный материал по теме проекта, создание буклетов;


-технология лэпбука - закрепляет и систематизирует изученный материал по теме проекта, и в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.


Реализация проектов происходит через различные виды деятельности.


В своей работе опираюсь на следующие принципы организации проектной деятельности:


– учета игры и продуктивных видов деятельности;

– свобода выбора деятельности;

– целостности восприятия ребенком окружающего мира;

–культуросообразности;

– учета развивающей предметно-пространственной среды детей;

– учета естественного темпа развития ребенка;

– субъективности.


Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности. Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует современным требованиям воспитания и обучения.


В течение года постоянно обновляла уголок для родителей, где размещала рекомендации и памятки для родителей («Как обогатить словарь ребенка 5-6 лет», « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).

Одним из важных условий в создании проектной деятельности является создание комфортной, развивающей среды в группе.

Создание условий для реализации проектной деятельности обеспечивали развитие личности ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.


Психолого-педагогические условия

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.



Проекты соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.


Материально-техническое обеспечение проекта

– экран, проектор

– ноутбук,

– центры детской активности группы


Развивающая предметно-пространственная среда

Компоненты среды

Оснащение

Функциональный модуль «Игровая»:

Строительный материал, сюжетно – ролевые игры.

Функциональный модуль «Физкультура»:

Подвижные игры по теме проекта

Функциональный модуль «Творчество»:

Рисование, лепка, конструирование.

Функциональный модуль Чтение

– подборка художественной литературы;

– комплект карточек для проведения артикуляционной, пальчиковой гимнастики,– игры на развитие словаря;

– пальчиковые игры по теме проекта;

– интерактивные коммуникативные игры;

– демонстрационный материал.


Создание условий для организации образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в моей группе обеспечивали:


- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей


Родители в ходе проектной деятельности принимали активное участие в пополнении развивающей среды нашей группы.


Работая над проектами, совместными усилиями, насыщали развивающую среду новыми элементами. Среда за счет проектов постоянно видоизменялась и пополнялась.


После проекта «Добрые волшебники» в группе появилась «Поляна добрых дел» с цветами, которые дети вместе с родителями вырезали и раскрасили, а на лепестках воспитатель вместе с детьми записывала добрые дела ребенка;


Реализуя практико-ориентированный проект «Этот загадочный мир-Космос» дети любовались на чудесную выставку ко Дню космонавтики, приняли участие в макете «Планеты солнечной системы, лэпбук «Космос глазами детей»


Включение воспитанников вместе с родителями в общий процесс создания развивающей среды способствовал развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке,



которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя достаточно комфортно.


Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей и педагогов или праздником). В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому воспитатели информировали родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.


Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: практико-ориентированные, творческо-игровые, ,исследовательские, продуктивно-творческие.


ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


СИНКВЕЙН


Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.


На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняю, расширяю и совершенствую словарь дошкольников. Знакомлю детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.


Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.


Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организую процесс познания новых слов в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.


В работе на начальном этапе обучения детей по составлению синквейна, использовала дидактические игры и упражнения.


В группе создала картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.


Синквейн составляем как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.


На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной)



картине.


На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.


При составлении синквейна использую такие варианты работы как:


-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

-составление синквейна по прослушанному рассказу;

-коррекция и совершенствование готового синквейна;

-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).


Большое значение на данном этапе отводила работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагала написать «Сочинения — синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.


Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.


«КЛАСТЕР»


«Кластер» использую на разных этапах занимаемой деятельности. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.


Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.


Мы проводили обобщающую беседу о зиме. Нашей задачей было вспомнить как можно больше информации о зиме и систематизировать ее. Для заполнения кластера и легкости запоминания мы использовали картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.


В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем календарно-тематического планирования: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое.


Ценность этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.


Корзина идей


По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и


анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов".


Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Мы эту корзину применяем при календарно-тематическом планировании. Например, я вношу корзину в начале недели и предлагаю детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги. Так, например, подошел к концу наш практико-ориентированный проект «Этот загадочный мир-космос». Во время этого проекта наша корзина наполнялась первыми открывателями космоса, космическими кораблями, учеными, планетами, в виде картинок.

Метод «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ. Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме развивать критичность мышления.

Метод шести шляп мышления делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Краткое описание каждого из режимов:

Красная шляпа. Эмоции. Интуиция и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?


Используя шесть шляп мышления с детьми, во– первых (на начальном этапе) задавала детям вопросы, использующие «язык шляп». Это послужило введением к словарю шляп (достоинства, недостатки, факты, новые идеи и так далее). Позже, когда происходило непосредственно обучение, слова


и фразы, связанные с этим методом, были им знакомы.


Примеры шляпных вопросов:


«Как вам понравилась наша экскурсия» (красная шляпа);

«Сообщите мне некоторые факты из жизни птиц весной» (белая шляпа);

«Перечислите достоинства в умении рисовать?» (желтая шляпа);

«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старинный сундук в наше время?» (зеленая шляпа) и т.п.,


Сказки и «Шесть шляп».


Применяя белую шляпу - дети рассказывали о героях сказки интересную информацию (шляпа передавалась и каждый рассказывал что-нибудь о своем герое);

Черная шляпа помогала вычленить, что в сказке не правильно, так не должно быть!;

Желтая шляпа – находили положительное в сказке;




Ответы детей записывала на больших листах ватмана, используя фломастер того цвета, который соответствует задаваемому вопросу.

Например, используя синий фломастер для составления схемы, показывающей последовательность выполнения работы. Это помогало детям начать ассоциировать синий цвет с организацией, планом и т.п.


В процессе использования данного метода, обратила внимание, что этот метод может выступить и в роли своеобразной диагностики личностных качеств детей. Наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети - хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критик, то он хорошо работает в черной шляпе - умеет определять недостатки, и уже нашей задачей является – научить его видеть плюсы, что-то позитивное.


ТЕХНОЛОГИЯ «СКРАЙБИНГ»


Применяя данную технологию, выделила основные этапы работы.

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который хочу донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.

Поэтому выстраиваю подготовку следующим образом:


1. Придумать идею. Она должна быть понятной для данной аудитории.

2. Подготовить сценарий. Заранее продумываю и записываю, о чем будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.

3. Отрисовать рисунки-скетчи. Монтируя сюжет их количество и скорость, должны совпадать со временем на озвучивание.


В своей работе я использую несколько видов скрайбинга:

Скрайбинг "рисовательный"

Классический вариант скрайбинга. Рука ребенка рисует на листе картинки, текст записывается отдельно. В программе монтирую, соединяя сюжет и текст.


Скрайбинг "аппликационный"

На лист бумаги или любой другой фон дети выкладывают (наклеивают) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Используя данную технологию в совместной деятельности с детьми, стараюсь, не загружать их большим объемом текста, а набрасываю им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и заинтересовывается самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину.


Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах.


Считаю целесообразным и эффективным использование данной технологии в воспитательно-образовательном процессе, так как она позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает речь, логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально



способствуя повышению качества образования среди дошкольников.


4.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.


Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его.

Создавая условия для речевого развития дошкольника, помогала ребенку усовершенствовать речь, для комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.



Таким образом, в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.


У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.


Подводя итог, можно сделать вывод, что использование инновационных технологий является эффективным средством в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста.


Изучая проблему развития речи, я пришла к выводу, что нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедряя инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.


С этой целью в дальнейшем намечены следующие мероприятия:


-продолжить работу по внедрению в образовательный процесс ДОУ инновационной технологии — «метод проектов»;


- использовать в развитии речи детей скрайбинг, так как данная технология позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает речь, логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников;


- широко применять в работе с детьми ТРКМ, так как данная технология учит соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.


Использование инновационных технологий в развитии речи позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом



в действие ФГОС дошкольного образования.

сада и начальной школы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

5. Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://www. designmanagement. ru/articles/articles/?id=328 – Заглавие с экрана.

6. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.

7. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

8. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана.

9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

10. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

12. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81

13. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami – Заглавие с экрана.

14. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia

15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

16. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Опыт работы Коровко Т.В.

Автор: Коровко Татьяна Владимировна

Дата: 18.02.2020

Номер свидетельства: 540249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект занятия "Божья коровка крючком""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_zaniatiia_bozhia_korovka_kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "532371"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576568879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Мероприятие "Лето - чудесная пора""
    ["seo_title"] => string(34) "mieropriiatiielietochudiesnaiapora"
    ["file_id"] => string(6) "291798"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455188761"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Разработка занятия по внеурочной деятельности "РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество""
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotkazaniatiiapovnieurochnoidieiatielnostirostrazvitiieobshchieniiesamootsienkatvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "340081"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471678102"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Физкультминутки по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(34) "fizkul-tminutki-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452426500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_s_piedaghoghami_po_ekspierimientirovaniiu_intieriesnyie_opyty_s_di"
    ["file_id"] => string(6) "380146"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484585156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства