Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует: - культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культурные досуги в ДОУ.»
«Культурные досуги и традиции в ДОУ»
Выступление на педсовете ДОУ.
воспитатель: Белова Светлана Валентиновна
Шарья.
1
Сегодня мы рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейшего раздела работы детского сада, - которая обеспечивает:
-Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;
-Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;
-Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;
-Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
-Формирование коммуникативной культуры дошкольников;
-Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции различных образовательных областей;
-Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции.
Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни!
Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры.
Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.
Виды культурно-досуговой деятельности
Их можно классифицировать следующим образом:
отдых,
развлечения,
праздники,
самообразование и творчество.
ОТДЫХ
–это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать.
Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.
Виды отдыха:
· самостоятельные занятия физическими упражнениями;
· работа на территории детского сада;
· спортивный отдых;
· игры со снегом, песком и водой;
· прогулки;
· беседа со взрослым;
· игровая деятельность;
· чтение книг;
· просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;
· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
· прослушивание сказок, песен, мелодий.
Мы с детьми отдыхаем так:
Центр «Арбузик»
Развивающие игры
Уборка листьев
Танцуем
Развлечения
носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность.
Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений
используют три вида развлечений:
дети являются только слушателями или зрителями,
дети – непосредственные участники;
участниками являются и взрослые, и дети.
По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
·театрализованные(кукольный и теневой театры, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
·познавательные: КВНы и викторины ; обычаев и традиций родной страны; экологические;
·спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
·музыкально – литературные концерты.
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Виды развлечений:
· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
·народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
·познавательные вечера: КВН и викторины;
·спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
·театрализованные представления: кукольный театр, инсценированние сказок, мюзиклы, оперы и др.;
·забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
СПОРТИВНЫЕ ЗАБАВЫ
эстафеты.
1
Конкурс чтецов.
Праздник
это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем.
Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках;
принимать активное участие в оформлении зала,
группы и других помещений детского сада.
1
Виды праздников:
народные и фольклорные:
Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
государственно-гражданские:
Новый год, День защитника Отечества, День Победы,
День знаний, День города и др.;
международные:
День матери, День защиты детей, Международный женский день;
православные: Рождество Христово, Пасха, и др.;
бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или группе;
праздники,которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.
При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было внести изменения. Она обсуждается на педагогическом совете, выбирается ведущий, обдумывается размещение детей и оформление помещения.
постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах;
оформление зала;
привлечение родителей.
МАСЛЕННИЦА
Самообразование
это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы.
Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды.
Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.
При организации самообразования как вида культурно-досуговой деятельности мы исходим из следующих положений.
· При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.
· Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения как повод для обращения к собственным возможностям, постепенного осмысления необходимости создания в сотрудничестве со взрослым нового способа действия.
· Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер.
· С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение.
· Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
· Познавательные беседы.
· Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.
· Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.
ЭКСКУРСИЯ В КОНТАКТНЫЙ ЗООПАРК
ПОХОД НА ПРИРОДУ
Творчество
тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.
На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в кружках, в детском саду: художественном, театральном, музыкальном и др.
1
Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.
Таким образом, все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.
ПОДЕЛКИ ИЗ ГИПСА-БАРЕЛЬЕФЫ
Заключение
В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Правильно планировать культурно-досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.