«Маленьким детям – большие права»
Воспитатель: Сатубалова П.А
Цель: Повысить роль и ответственность родителей в соблюдении прав ребёнка.
Задачи: 1. Познакомить родителей с основными документами о правах
ребёнка.
2. Способствовать формированию ответственности родителей в
соблюдении прав ребёнка.
Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, извлечение из Семейного кодекса РФ, листы бумаги, тест, анкета для родителей, ситуации, памятка.
Ход мероприятия:
Часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: «имею право». А что же это такое – право?
В словаре русского языка С.И. Ожегова право определяется как совокупность установленных государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Я хочу добавить, что это ещё и свобода, это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. И всё это охраняется государством и законами. Именно права человека делают нас людьми. Наши права – те принципы, благодаря которым мы ощущаем своё человеческое достоинство.
Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинства от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.
Мы считаем, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры , песни, рисунки, также используем фольклор разных народов; потешки, пословицы, легенды, загадки, национальные игры, сказки – все, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности, проявлению интереса к культуре другой народности; уделяем внимание равенству прав всех детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения. Вся эта работа приурочена к двухмесячнику «Мой выбор»-по пропаганде правовых знаний и здорового образа жизни.
Прошу ответить на небольшой тест, который поможет вспомнить основные международные документы по правам ребёнка и даты их принятия.
Тест.
1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка?
- 1948 г.
- 1959 г.
- 1966 г.
2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка?
- 1966 г.
- 1982 г.
- 1989 г.
3. В чём заключается значение Конвенции о правах ребёнка:
- благодаря её вступлению в силу положения о правах ребёнка стали нормами международного права;
- Конвенция является обязательством на будущее;
- Конвенция подробно описывает права ребёнка;
- значение Конвенции определяется всем перечисленным выше.
4. Дети имеют право свободно выражать своё мнение:
- только в семье;
- только в среде своих друзей;
- во всех сферах жизни и деятельности.
5. С какого года Конвенция о правах ребёнка вступила в силу (в государствах, её подписавших):
- с 1989 г.
- с 1990 г.
- с 1991 г.
Проверяются ответы родителей на тест.
I. Прошу в группах прочитать и обсудить ситуации и ответить на вопросы, предложенные к ним. Анализируем ситуации сначала в группах, а затем все вместе.
СИТУАЦИЯ №1
О родительском честном слове.
Семилетний Паша принёс домой неприличный анекдот и рассказал его родителям без всякой задней мысли.
«Где ты услышал эту гадость, от кого?» - грозно спросила мама с папой. Тут Паша сообразил, что сделал что-то не то, и замолк как партизан. Родители активно наседали. В конце концов, оба дали честное слово: если сын признается, кто обогатил его память этим шедевром, то мама с папой: а) не накажут самого Пашу; б) не будут звонить предкам «охальника». Ободрённый обещаниями сын раскололся. Мол, узнал я анекдот от друга Андрюши.
Мама тут же позвонила родителям Андрея, а папа взгрел, как следует сына Пашу.
Андреевы родители так же наказали своего сына по всей строгости.
На следующий день в школе с Пашей никто не разговаривал. И все называли его предателем. Дома Паша рыдал: «Со мной никто не хочет дружить!» «Велика важность, твои друзья, - сказала ему мама, - зачем тебе такие друзья, как твой Андрей?»
СИТУАЦИЯ №2
О чужих карманах.
Мама нашла в кармане пальто у дочки складную зубную щётку. «Курит!» - в панике подумала родительница и припёрла дочь к стенке. Девочка всё отрицала, уверяла, что красивую безделушку подарила ей одноклассница, привезшая откуда-то в качестве сувенира. А потом вдруг чадо окрысилось: «Мама, объясни, какое право ты имела рыться по моим карманам? Разве я роюсь по твоим?»
СИТУАЦИЯ №3
О личной переписке.
Мама, Елена Сергеевна обнаружила в портфеле дочери её переписку с подружкой. Девочки делились друг с другом, кому какой мальчик нравится и за что.
Нет, мать не стала ругаться, она просто устроила дочери небольшой доброжелательный допрос на тему, давно ли подрастающая дочура интересуется мальчиками и почему ей нравится именно этот отрок, а не скажем, не отличник Алёша с четвёртого этажа.
Вопросы были не совсем этичны и относились к области сугубо личных.
Каждой группе необходимо ответить на вопросы:
Как этот конфликт мог быть предотвращён?
Какие другие концовки могли быть?
Какие и чьи права были проигнорированы?
Анализируя ответы, приходят к выводу: Во всех ситуациях нарушена ст. 16 Конвенции о правах ребёнка.
Личная жизнь, честь и репутация.
Ни один ребёнок не может быть объектом вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.
Спасибо за работу.
А сейчас поговорим на не менее актуальную тему: Права ребёнка в семье.
II. Семья – естественная жизненная среда ребёнка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку.
Права ребёнка неотделимы от семьи. Семья несёт за них ответственность.
Родителям предлагается ответить на вопрос: Какие права ребёнок имеет в семье?
Родители высказывают своё мнение.
Вывод: необходимо обратиться к Семейному кодексу РФ. (ст. 54, 55, 56,57,58,59,60).
Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Мы должны понимать что:
- права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека;
- выход из конфликта – совместный поиск решения. которое учитывало бы права всех участников конфликта.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты – для определения проблем связанных с воспитанием детей в семье (приложение)
Но у ребёнка в семье есть не только права, но и свои обязанности. Мы же знаем, что каждое право порождает обязанность. Родители вправе рассчитывать на помощь со стороны детей, например, по уборке комнаты, мытью посуды, на даче и т. д.
Но бывает и так: дети «качают» свои права, а если говорить образно, «сидят на шее» у своих родителей, «отбрыкиваясь» от выполнения самых простых поручений. И это неправильно!
Есть обязанности и у родителей, про которые порой они также забывают.
Родители высказывают своё мнение по данному вопросу. Определяют обязанности детей и родителей, и в каких законах РФ обязанности родителей прописаны.
УК РФ ст. 150,151,156.
СК РФ ст.63,64,69.
Кодекс РФ об административных правонарушениях ст. 5.35 и другие.
Педагоги предлагают посетить выставку работ родителей и детей «Имею право» , методических пособий и игр, посмотреть видеоролик- презентацию « Конвенция ООН о правах ребенка».
В заключение хотелось бы предложить несколько важных правил:
- чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы человек хотел и умел их защищать;
- твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их;
- каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.