kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Формирование мышления у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация "Формирование мышления у детей дошкольного возраста".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Формирование мышления у детей дошкольного возраста"»

Формирование мышления у детей дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 56» Учитель – дефектолог Лушникова С. А.

Формирование мышления у детей дошкольного возраста

МАДОУ «Детский сад № 56»

Учитель – дефектолог

Лушникова С. А.

Мышление Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.  Мышление - это высшая форма отражения окружающей действительности, обобщённое и опосредованное словом познание действительности. Мышление даёт возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность. Начинается процесс мышления с возникающей потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения. Чем больше человек знает, тем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов, тем активнее и самостоятельнее его мысль.

Мышление

  • Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Мышление - это высшая форма отражения окружающей действительности, обобщённое и опосредованное словом познание действительности.

  • Мышление даёт возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
  • Начинается процесс мышления с возникающей потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения.
  • Чем больше человек знает, тем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов, тем активнее и самостоятельнее его мысль.

Характеристика мыслительных операций Познание человеком действительности происходит с помощью мыслительных процессов : анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации и обобщения. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем, отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.  Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различия между ними. Обобщение  – мысленное объединение  предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстракция – вычленение каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Конкретизация – возвращение от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Характеристика мыслительных операций

Познание человеком действительности происходит с помощью мыслительных процессов : анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации и обобщения.

  • Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем, отдельных частей, признаков и свойств.
  • Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различия между ними.
  • Обобщение  – мысленное объединение  предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
  • Абстракция – вычленение каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта, отвлекается от остальных.
  • Конкретизация – возвращение от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Виды мышления Выделяют три вида мышления: Наглядно – действенное – познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. Данный вид мышления особенно интенсивно развивается у ребёнка до 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

Виды мышления

Выделяют три вида мышления:

  • Наглядно – действенное – познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.

Данный вид мышления особенно интенсивно развивается у ребёнка до 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что для решения задач применяется практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей дети исполь­зуют метод проб и ошибок, который в определенных жизнен­ных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что для решения задач применяется практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей дети исполь­зуют метод проб и ошибок, который в определенных жизнен­ных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных.

Наглядно – образное – познание с помощью представлений предметов , явлений.
  • Наглядно – образное – познание с помощью представлений предметов , явлений.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

Ребенок опирается на прошлый опыт – чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных видов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем. Развитие фантазии и новых образов служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное. Чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!
  • Ребенок опирается на прошлый опыт – чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных видов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой.
  • Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем. Развитие фантазии и новых образов служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное. Чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!
Словесно-логическое мышление – познание с помощью понятий, слов, рассуждений.  К шести – семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического и абстрактного мышления, которое напрямую связано с использованием и преобразованием понятий.   Успешность обучения в школе зависит от уровня развития всех типов мышления.
  • Словесно-логическое мышление – познание с помощью понятий, слов, рассуждений. К шести – семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического и абстрактного мышления, которое напрямую связано с использованием и преобразованием понятий.  Успешность обучения в школе зависит от уровня развития всех типов мышления.
К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями. К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет
  • К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями.
  • К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет "диван" – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа. Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия.
  • Следует помнить, что развитие словесно-логического мышления зависит от уровня развития наглядных форм мышления, иначе оно фор­мируется медленно и с большими трудностями, а в результате оказывается неполноценным. При этом необходимо помнить, что наглядные формы мышления в дошкольном возрасте яв­ляются основными.
Развитие мышления детей с ЗПР Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающих сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления. Это проявляется в:

Развитие мышления детей с ЗПР

Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающих сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления. Это проявляется в:

  • резком снижении познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от выполнения задания;
  • отсутствии потребности ставить цель, умении планировать действия методом проб;
  • длительной несформированности умственных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве не отличается от возрастной нормы; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Уровень развития наглядно-образного мышления немного отстает от возрастной нормы. Для большинства таких детей необходимы многократные повторения задания и оказание различных видов помощи. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается. Уровень  развития словесно-логического мышления резко ниже возрастной нормы. В большинстве случаев детям мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений.
  • Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве не отличается от возрастной нормы; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться.
  • Уровень развития наглядно-образного мышления немного отстает от возрастной нормы. Для большинства таких детей необходимы многократные повторения задания и оказание различных видов помощи. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.
  • Уровень развития словесно-логического мышления резко ниже возрастной нормы. В большинстве случаев детям мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений.
Таким образом, можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание наиболее сильно заметно при решении задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание наиболее сильно заметно при решении задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.
  • Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу.
Игры на развитие наглядно – действенного мышления Достань шарики. На столе банка с водой налитой до половины. На дне банки лежат шарики. «В воду упали шарики, их надо достать». Рядом лежат: ложка, вилка, палочка с колечком и т.п.. Задание: достань шарики не замочив руки.

Игры на развитие наглядно – действенного мышления

Достань шарики.

На столе банка с водой налитой до половины. На дне банки лежат шарики. «В воду упали шарики, их надо достать». Рядом лежат: ложка, вилка, палочка с колечком и т.п.. Задание: достань шарики не замочив руки.

Кто что любит?
  • Кто что любит?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи дли для них. Перед ребенком раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи. Задание: накорми животных.

Игры на развитие наглядно – образного мышления Подбери крышку Ребенку предлагаются картинки с изображением баночек с разными формами горловин и крышки к ним. Задание: подбери подходящие крышки к банкам.

Игры на развитие наглядно – образного мышления

  • Подбери крышку

Ребенку предлагаются картинки с изображением баночек с разными формами горловин и крышки к ним. Задание: подбери подходящие крышки к банкам.

Угадай по описанию.
  • Угадай по описанию.

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком предмете, овоще, животном, игрушке) он говорит. Например: сочный, круглый, сладкий, желтый (яблоко). Если ребенок затрудняется, перед ним выкладывают несколько картинок, с различными предметами, он находит описанный.

Игры на развитие словесно – логического мышления Найди лишнее слово. Прочитайте ребенку несколько слов. Задание: найди лишнее слово. Например: Лук, морковь, картофель, помидор, свёкла. Тумбочка, стакан, трюмо, комод, диван. Ручка, тетрадь, кукла, ручка, пенал. Мыло, шампунь, совок, зубная паста. Сосна, береза, ольха, ива, малина.

Игры на развитие словесно – логического мышления

  • Найди лишнее слово.

Прочитайте ребенку несколько слов. Задание: найди лишнее слово.

Например:

Лук, морковь, картофель, помидор, свёкла.

Тумбочка, стакан, трюмо, комод, диван.

Ручка, тетрадь, кукла, ручка, пенал.

Мыло, шампунь, совок, зубная паста.

Сосна, береза, ольха, ива, малина.

Кажи наоборот
  • Кажи наоборот

Предложите ребенку игру «Скажи наоборот». Взрослые называет слово, а ребенок должен сказать слово с противоположным значением. Н-р: большой – маленький, веселый – грустный, добрый – злой, больной – здоровый, день – ночь, высокий – низкий и т.п.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Консультация для педагогов "Формирование мышления у детей дошкольного возраста"

Автор: Лушникова Светлана Анатольевна

Дата: 28.02.2023

Номер свидетельства: 626775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Консультация для педагогов "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_formirovanie_myslitelnykh_operatsii_u_detei_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "614863"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665598973"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Консультация для педагогов:  Нетрадиционные техники рисования с детьми  и их роль в развитии детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(115) "konsultatsiiadliapiedaghoghovnietraditsionnyietiekhnikirisovaniiasdietmiiikhrolvrazvitiidietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "302927"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457350045"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "КОНСУЛЬТАЦИЯ « ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»."
    ["seo_title"] => string(103) "konsul_tatsiia_formirovaniie_tsvietovospriiatiia_i_tsvietorazlichieniia_u_dietiei_doshkol_nogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "342559"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473184020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства