Просмотр содержимого документа
«"Использование нетрадиционных методов для обучения связной речи старших дошкольников"»
Использование нетрадиционных методов для
обучения связной речи старших дошкольников
«Детская душа в одинаковой мере чувствительна
и к родному слову, и красоте природы, и к музыкальной
мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок
прирожденный художник, музыкант и поэт»
В.А. Сухомлинский
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи. Она осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, в ходе обучения основам грамоты, а также в повседневной жизни. Поэтому формирование речевой компетентности дошкольников на специальных занятиях по развитию речи является главной задачей педагогов дошкольных учреждений
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.
В связи с этим проблема развития связной речи детей в настоящее время приобретает особую актуальность.
Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей..
Исходя из актуальности данной проблемы, основная образовательная программа «От рождения до школы», предусматривает:
- совершенствовать речь как средство общения;
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины;
- продолжать совершенствовать умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
Руководствуясь, поставленными программой задачами, в своей работе с детьми стараюсь развивать связную речь в определенной последовательности, от простого к сложному, начиная с пересказа короткого текста и заканчивая высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
При организации речевой деятельности, уделяю внимание подбору различных методических приемов, способствующих активизации речевых навыков детей, развитию самостоятельности мышления, творчества, аналитических умений.
Методические приемы:
подготовка к восприятию текста
беседа по вопросам
составление плана пересказа
Методика обучения пересказу детей старшего возраста такова:
вводная беседа
выразительное чтение текста
беседа по содержанию и форме текста
составление плана пересказа
повторное чтение текста с установкой на запоминание детьми
пересказывание текста детьми
оценка детского пересказа
Короткие тексты мы пересказываем полностью - это русские народные сказки, рассказы К.Д.Ушинского, В.Бианки, М.Пришвина; длинные и сложные произведения дети пересказывают по цепочке - К.Я.Чуковского, Н.Носова и т.д.
В подготовительной группе использую более сложные формы пересказа:
- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
(«День рождения белочки», «Как готовились звери к зиме»)
- драматизация детьми литературного произведения.
Одним из эффективных методов обучения детей связной речи считаю обучение рассказу по картине и по серии сюжетных картинок.
Рассматривая сюжетные картинки –“Зимние забавы”, предлагаю детям самостоятельно составить рассказ по серии, предложенных картинок .
В старшем возрасте появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам.
Рассказывание по картине является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по картине присутствуют в моей работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания до подготовительной группы. Инновационные формы работы над составлением рассказа по картине позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
Рассказ - образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы. Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках».
В старшем возрасте я учу детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды. Предлагаю детям видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. Я задаю вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.
Методика обучения рассказу по картине детей старшего возраста:
1.подготовка к эмоциональному восприятию картины;
2.лексико-грамматические упражнения по теме занятия
3.рассматривание картины в целом
4.вопросы педагога по содержанию картины
5.составление плана рассказа педагогом вместе с детьми
6.использование, как образца рассказа ребенка
7. рассказы 4-5 детей
8.оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя
Составление рассказа по сюжетной картине “Зимние забавы”
В старшей группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине «Березовая роща», «Утро в сосновом бору» и другие. На таких занятиях эффективно использую лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов, стараюсь развивать эмоционально – чувственный мир ребенка («Представьте, что вы находитесь на этой лесной полянке, чтобы вы услышали?, какое настроение вызвала у вас эта картина?, с чем можно сравнить осеннюю березку, расскажите о своих впечатлениях»).
В процессе обучения рассказыванию по картине я использую разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и другие.
В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание раскрывают в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, я обращаюсь к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины или серии сюжетных картин, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар? » (По картине «Шар улетел»).
В своей деятельности стремлюсь научить детей составлять рассказы из личного опыта («Мой выходной», «Мои развлечения», «Мой поход с родителями», «Экскурсия в библиотеку», «Мои впечатления о школе» и т.д.).
Начиная со среднего возраста я учу детей рассказывать о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию я намечаю , например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».
Начиная со второй половины года старшей и в подготовительной группе, когда дети овладели большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи планирую составление творческих рассказы детей.
Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
придумывание продолжения и завершение рассказа
придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя
придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем
придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему
(«Однажды рано утром взошло солнышко, но не появились лучики. Ждет их земля, ждет травинка, ждет дерево, ждут цветы, люди и звери, а их все нет и нет. Что же могло случиться с солнечными лучиками?»;
«Я сейчас нарисую ёжика, лес, зайчика, цветы и грибы. У нас с вами получилась смешная картина. Давайте придумаем ей название и интересный рассказ»)
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» К.Д. Ушинский.
В работе с детьми, начиная с раннего возраста прививаю им любовь к сказкам. В старшем возрасте учу сочинять свои сказки, свои концовки к сказкам, используя обучения сочинению сказок можно решить множество задач, таких как:
обогащение словаря
развитие звуковой культуры речи
структурированности и образности речи
В процессе работы со сказкой развиваю познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности у детей, побуждаю ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные связи, делать выводы. Поэтому я широко использую этот вид деятельности , обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Работая со сказкой намечаю такие цели:
создание коммуникативной направленности речевых высказываний
совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
развитие диалогической и монологической речи
приобщение детей к истокам народной культуры
Занятия по сказкам составляю по следующему алгоритму:
-слушаем,
-рассказываем,
-проживаем, -сочиняем сказку.
«Проживая сказку», учу детей преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Например: сказка «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и т.д. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности.
В процессе работы по развитию детей связной речи, стараюсь уделять внимание обновлению содержания, методов и приемов организации деятельности. Для создания положительного эмоционального настроя детей в повседневной жизни и на речевых занятиях я использую один из инновационных методов – метод мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Для этого широко применяю дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью, помогает составлять описательные рассказы о предметах, объектах, явлениях природы; кроме того наличие зрительного план - схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи
перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы использую :
для обогащения словарного запаса
при обучении составлению рассказов
при пересказе
художественной литературы
при отгадывании и загадывании загадок
при заучивании стихов
Составление рассказа по мнемотаблице
Применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше будет происходить их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей
ребенка и готовности его к школьному обучению.
C помощью схем моделей и мнемотаблиц я добиваюсь положительных результатов в работе.
Мои воспитанники умеют:
- уверенно пересказывать сказки, рассказы;
- у детей значительно обогатился словарный запас;
- у дошкольников расширен круг знаний об окружающем мире;
- они преодолевают робость, застенчивость, умеют свободно держаться перед аудиторией.
Эффективным методом обучению связного высказывания является прием наглядного моделирования, который я применяю в работе с детьми.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта
развития децентрации (умения менять точку отсчета)
развития замыслов-идей будущего продукта
Прием наглядного моделирования применяю в работе по всем видам связного монологического высказывания:
пересказ
составление рассказов по картине и серии картин
описательный рассказ
творческий рассказ
Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.
Эта таблиц поможет ребенку составить самостоятельный рассказ о птицах.
Расшифровка таблицы:
1. Что это за птица? 2. Она дикая или домашняя? 3. Какого цвета? 4. Чем питается? 5. Какие звуки издает? 6. Что делает, как живет? 7. Где живет? 8. Какие у нее детеныши? 9. Какую пользу (или вред) приносит людям?
По такому же алгоритму можно придумать рассказ о любом объекте. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем предложить ему рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.
Для этого вида работы я изготовила целую серию мнемотаблиц: мебель, транспорт, времена года, животные, птицы и др.
Использовать мнемотаблицы не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома. Советую родителям применять подобный материал в домашних условиях, для обогащения речи, необходимой для успешной подготовки детей к школе.
Положительных результатов по развитию связной речи достигаю в ходе использования приема наглядного моделирования. Знакомлю детей с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве
условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
-геометрические фигуры;
-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
-планы и условные обозначения, используемые в них;
-контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы использую геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п.). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Элементами плана рассказа, составленного по содержанию литературного произведения могут служить силуэтные изображения. В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов использую:
предметные картинки
силуэтные изображения
геометрические фигуры
Игра с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В.Сутеева.
Я убеждена в том, что положительных результатов по обучению детей связной речи можно достичь только благодаря систематической, планомерной, содержательной работе. Надеюсь, что у моих выпускников будет сформирована речевая компетентность, дети овладеют важнейшими жизненными навыками необходимыми для успешной социализации в коллективе и обществе, будут социально адаптированными , готовыми к обучению в школе, компетентными в разных видах детской деятельности.
Список используемой литературы.
1. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста.. – М.,: Просвещение, 1984.
2. Поуль В.С., Волошенко Л.И. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста - Донецк: Каштан, 2008.
3. Гавриш Н.В. Современные занятия в дошкольном учреждении- Луганск: 2007
4. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста- М.,1977
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}