Просмотр содержимого документа
««Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Нижнемамонский детский сад №8 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
«Использование мнемотаблиц, схем
в познавательно- речевом
развитии дошкольников»
Воспитатель: Масютина О.М.
В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:1. Маленький словарный запас детей.
2. Бедная речь, состоящая из простых предложений.
3. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.
Почему мы используем в работе мнемотехнику?Во-первых, и это очень важный момент, в каждой группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь. Во-вторых, мы помним, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.В-третьих, особенностью мнетомехники является большая работа с детьми по обучению чтению символов.В современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно научить ребенка перекодировать информацию из символов в образы.В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
•обогащения словарного запаса;
•при обучении составлению рассказов;
•при пересказах художественной литературы;
•при отгадывании и загадывании загадок;
•при заучивании стихов;
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей
Мнемотаблицы
- схемы
Обогащение
словарного
запаса
Обучение
составлению
рассказов
Пересказ
Худ.
литературы
Отгадывание
и
загадывание
загадок
Заучивание
стихов
Составление рассказа по мнемотаблицам.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам.
3.Рассматривание мнемотаблиц.
4. Составление рассказа воспитателем.
5.Составление рассказа детьми.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
Зимой солнце светит мало,
небо покрыто тучами.
Часто идёт снег.
Снег лежит на земле,
на деревьях, на домах.
Пересказ рассказа.
1.Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
2.Ответы на вопросы по содержанию( языковой разбор текста).
3.Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
5.Коллективный пересказ.
6.Самостоятельный пересказ текста.
7.Анализ самостоятельных пересказов детей.
Пересказ рассказа
“Здравствуй, зимушка-зима!”
1. Чтение воспитателем текста и
демонстрация опорных картинок.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег.
Холодно на улице.
Дети оделись тепло, и пошли гулять.
Они покатались на санках, лыжах,
поиграли в снежки,
слепили весёлого снеговика.
Хорошо зимой!2. Ответы на вопросы по содержанию.Вопросы:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с
установкой на пересказ.4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Этапы работы над стихотворением
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Дед Мороз
Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам ёлочку принёс,А на ней фонарики,Золотые шарики,Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам сладости принёс,Вафли ароматныеИ конфеты мятные.
Применять модельные схемы можно и в других видах деятельности.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Заучивание стихотворения по схеме
Составление описательного рассказа
Заучивание стихотворения с помощью
опорных картинок
Использование мнемосхем в режимных моментах
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}