Просмотр содержимого документа
«Использование метода мыслительной карты в ДОО»
Косенко Ольга Николаевна
воспитатель МБДОУ №2 «Ивушка» п.Гигант
Использование метода мыслительной карты в ДОО
« Каждый бит информации, поступающий в мозг, - каждое ощущение , воспоминание
Или мысль – может быть представлен в виде
Центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни тысячи и миллионы лучей ».
( Из книги Тони и Барри Бьюзен «Супермышлени» )
Мыслительная (интеллектуальная, ментальная) карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ
Метод мыслительной карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение мыслительной карты побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект карт:
Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга)со множеством ответвлений
Взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты
Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»
Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти
Ассоциативное мышление (мышление образами) преобладает в дошкольном возрасте
Радиантное мышление человека(возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации)
ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ
Использование мыслительных карт Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание мыслительных карт в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
работа с детьми
мастер – класс
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
наглядностью : всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
привлекательностью : хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
запоминаемостью : благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
своевременностью : интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
возможностью пересмотра : пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
любознательность
овладения средствами общение и способа взаимодействия
инициатива
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
активность
В условиях реализации ФГОС использование мыслительных карт позволяет осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие. Метод мыслительных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.