Просмотр содержимого документа
«ООД для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию на тему «Осень» (мыслительная карта)»
ООД по речевому развитию на тему «Осень» (мыслительная карта)
Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; развивать связную речь.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей об окружающем мире и формировать умения отражать их посредством мыслительной карты;
- способствовать эффективному накоплению собственного опыта ребенком;
- расширять и активизировать словарь по теме: «Осень» (слова – обобщения, определения).
Развивающие:
- развивать умения и навыки, предоставить свободу в отражении впечатлений;
- развивать творческие способности детей
- развивать лексико - грамматический строй речи и связную речь детей;
- развивать мышление, воображение, память.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру природы и бережное отношение ко всему живому;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение внимательно слушать сверстников и воспитателя в процессе совместной деятельности.
Ход занятия.
Дети входят в зал, на мультимедийном экране осенний пейзаж (звучит музыка).
Слайд1-осенний пейзаж.
Слушание музыки или звуков осени (шуршание листьев, идет дождь, дует ветер, летают птицы и т.д)
Воспитатель: Ребята, а что вы услышали? (ответы детей)
А какое это время года?
Поэты воспевают осень в стихах, художник изображает осень на бумаге, на холсте, а композиторы отображают всю красоту осени в музыке, которая несет в себе множество чувств, образов и эмоций. А вы знаете стихотворение об осени?
Воспитатель. Лера прочтет красивое стихотворение, а я попробую нарисовать осень (рисует крону дерева на подготовленном листе).
Посмотрите, что у меня получилось. Давайте мы с вами дополним картину, но она у нас будет необычная (дети садятся на стулья).
Воспитатель (показывает на осеннюю картинку в центре на стволе дерева). Осень, что вы представили, услышав это слово?
Дети:дождь, листопад,ветер и т.д.
Воспитатель: Мы назвали много слов-ассоциаций. Вы сказали слова: идет дождь, улетают птицы и т.д., а что вы еще знаете о погоде осенью? Я нарисую от центра – картинки основную ветвь синего цвета - это ветвь обозначает погоду осенью, от нее буду рисовать тонкие маленькие веточки, которые вы будете украшать картинками, отражающими осеннюю погоду. А какая погода бывает осенью? Я предлагаю вам выбрать картинку к своему слову и приклеить на маленькие веточки (рисую веточки,а 2-3 ребенка приклеивают картинку, напоминаю, что намазываем клеем края картинки; в это время игра )
Слайд 2-погода осенью
Игра «Придумай словечко»
Когда идет дождь, то погода, какая…? (дождливая)
Когда дует ветер, то погода…? (ветреная)
Когда на небе тучи, то погода какая..? (пасмурная, хмурая, серая)
А когда опадают листья? (листопад)
А я наклею вот эти картинки – это туман, иней. А как можно назвать, одним словом картинки на синей ветке?
Дети. Явления природы.
Воспитатель: Если на улице холодно, то погода какая..?(холодная)
А скажите, что спасает людей от холода? (одежда)
А теперь я нарисую от синей ветки еще веточку – это одежда людей осенью. Продолжите предложение: Я надеваю осенью…
Слайд3 –одежда осенью.
Находите картинку и наклеивайте, если нет нужной картинки, можете нарисовать ее. Дети наклеивают, воспитатель называет пословицы:
Упал с дерева один лист – жди осени.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Осень пришла, урожай принесла
Воспитатель: (обращает внимание на веточку – одежда осенью).
Слайд 4- лес осенью.
Воспитатель. Ребята закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в лес. Мы с вами журналисты, у кого мы с вами можем взять интервью?
Дети: Учеловека.
Воспитатель. А что это за человек?
Дети:грибник, лесник, егерь.
Воспитатель: Лесник (егерь) что делает в лесу? А как сказать красиво, интересно?
Дети: Заботится о животных, деревьях и т.д.
Воспитатель (обращает внимание на слайд). Ребята, а вы знаете, что папа нашего воспитанника Коркошко Тимофея работает егерем. Давайте посмотрим, как он заботится о животных осенью.
Слайд 5 - егерь в лесу.
А о ком нам может рассказать лесник, егерь?
Дети. О животных.
Воспитатель.
Я рисую ветвь зеленого цвета - животные в лесу? Вы называете слова и наклеиваете на маленькие веточки (пока2-3 ребенка приклеивают картинку, воспитатель спрашивает)
А что делает заяц осенью?
А что делает медведь? (строит берлогу)
А что делает лиса, волк? (шерсть становится гуще, волки сбиваются в стаи)
Ежик зарывается в норку.
Воспитатель. Дети, а если мы вдруг заблудимся в лесу, как будем кричать? Давайте поиграем в игру«Эхо».
Мы заблудились в лесу,кричим АУ, а эхо отвечает У или АУ, но тихо.
Рычит медведь- РРР, а эхо отвечает - рррр.
Шорох листьев - ШШШ, а эхо отвечает - шшш.
Слайд 6 - синичкин день, картинка.
Воспитатель. Вы знаете, что 12 ноября – синичкин день. Люди строят кормушки, развешивают их, готовят корм для птиц. Что делают птицы осенью?
Дети: Улетают в дальние края.
Воспитатель: Я нарисуюот зеленой ветвиеще однуветвь - это птицы.
Выберите картинку с птицами, которые улетают (дети наклеивают одну общую картинку птиц). А как можно их назвать? А почему они улетают?
Дети: перелетные, улетаютпотому, что стало холодно, спрятались насекомые, нет корма.
Воспитатель: Какие птицы остались?
Дети: Вороны, сороки, воробьи, голуби и т.д.
Воспитатель: Как они называются?
Дети: Зимующие, оседлые. (Дети наклеивают картинку с изображениями зимующих птиц).
Воспитатель: (обращает внимание на слайд). Дети, а вы знаете правила поведения в природе?
Слайд 7- знаки правил поведения.
Воспитатель. Назовите правило поведения в лесу, начиная со слова НЕЛЬЗЯ…
Дети: Нельзя мусорить в лесу, кричать в лесу, брать животных домой, ломать гнезда и домики животных, разжигать костры в лесу.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
Общая играем «Копаем, копаем, копаем..»
Воспитатель: (обращает внимание на слайд).
Слайд 8-труд людей осенью.
Игра «Люди осенью…» (на огороде, на клумбе, в саду, на полях)
Воспитатель: Я нарисую ветвь красного цвета - труд людей осенью, а вы наклеиваете картинки.
Воспитатель: А что нужно для работы человеку?
Дети: Лопата, грабли, вилы и т.д.
Воспитатель: А, одним словом как сказать?
Дети: Инструменты (наклеим).
Воспитатель: Вы говорили, осенью люди собирают урожай, а что дальше?
Дети: Закрывают компот, огурцы, помидоры.
Воспитатель: Приклеивайте картинки.
Воспитатель: А как можно сказать красиво? (делают заготовки, припасы на зиму)
Слайд 9- осенние праздники.
Воспитатель: Когда вы говорили осень, вы называли слова: листопад, дождь, холод. А у меня представления, связанные с осенью - праздники. Я уже все оформила, помогите мне наклеить (с детьми наклеиваю 4-ю часть дерева). А кто может посмотреть и рассказать про осенние праздники?
Рассказ ребенка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
Дети: картина, необычное дерево и т.д.
Воспитатель: А может быть наши гости, хотят взять интервью у авторов необычной картины? Предлагаю микрофон гостю для интервью у детей (рассказать, о чем картина).
Воспитатель:
Ребята, похлопайте в ладоши те, кто активно работал на занятии. Потопайте ногами те, кто ни разу не ошибся. Поднимите руки те, кто узнал что-то новое. Помашите руками те, кому нравится осень.
Воспитатель: Вы очень хорошо работали, были внимательны, думали, показали хорошие знания.