Просмотр содержимого документа
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИв обучении рассказыванию детейдошкольного возраста
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого«mnemonikon»- искусство запоминания.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом«mnemonikon»по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Мнемотехника
- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и мнемосхем.
Суть мнемосхем
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Структура мнемотехники
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное– нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В
весна
о
В работе с
мнемотаблицами
вводятся цветовые
буквенные
обозначения времен года.
осень
З
зима
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВЕСНА »
Наступила весна
Весной пригревает яркое солнышко
На крышах домов тают сосульки
На земле появляются лужи
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко
На крышах домов тают сосульки
На земле появляются лужи
Дети пускают в них и в ручейках кораблики
Весной распускаются первые цветы – подснежники
На деревьях набухают почки,
из которых появятся листочки
Из далеких стран начитают прилетать птицы
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Стихотворение А.Барто «Наша Таня громко плачет»
Стихотворение П. Воронько«Обновка»
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как же надевать?
Хвостик некуда девать!
Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки»
1. Цвет.(Какого цвета игрушка?)
2. Форма.(Какой она формы?)
3.Мячи.(Какого размера игрушка?)
4. Детали.(Назови ее детали.)
5.Контур с вопросом.(Из какого материала сделана игрушка?)
6. Рука.(Как с этой игрушкой можно играть?)
Загадывание и отгадывание загадок
100
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Заучивание стихотворения с рисованием мнемотаблицы.