kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. «Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с детьми подготовительной группы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с детьми подготовительной группы».

цели и задачи  коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы: стимулировать развитие интеллектуальных возможностей детей подготовительной группы при использовании методов и приемов мнемотехники

Список использованной  литературы.

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2.   Козаренко   В.А.  учебник  мнемотехники  «Система запоминания».
  3. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  4.   Полянская Т.Б.   «Использование метода   мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  6.  Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. «Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с детьми подготовительной группы».»

Методическая разработка.

Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с детьми подготовительной группы».

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Светлячок» Чуянова Надежда Витальевна.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Актуальность. В настоящее время школа предъявляет высокие требования готовности ребенка к школьному обучению, высокому уровню развития его психических процессов. Современный мир целиком наполнен различными сигналами, символами, знаками, освоение которых помогает анализировать. Сравнивать, обобщенно воспринимать действительность. По мнению психологов, работа с символами способствует переходу мышления ребенка на более качественный уровень. Поэтому применение методов мнемотехники в коррекционно- развивающей работе педагога-психолога с детьми при подготовке их к школе является особенно актуальным. В рамках ФГОС использование мнемотехники реализует интегративный подход, обеспечивающий решение задач из разных образовательных областей т.к. эта технология способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности, мышления. Теоретическое обоснование. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемотехника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до нашей эры. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Мнемотехникой увлекались не только в далеком прошлом, и в наше время интерес к ней не пропал. Американским психолингвистом Дж. А. Мюллером была предложена классификация ассоциаций, учитывающая и логику, и психологию, и философию, и лингвистику одновременно. Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т.В. Большова. Методика «Учимся по сказке». В.А. Козаренко в учебнике по мнемотехнике описал систему быстрого запоминания. Ведущая педагогическая система. Использование в коррекционно-развивающей работе эффективных методов и приемов мнемотехники, которые предотвращают утомление детей, развивают психические процессы и поддерживают познавательную активность, а так же повышают эффективность коррекционно- развивающей работы психолога в целом. В основу моей коррекционно-развивающей деятельности по развитию познавательных процессов детей подготовительной группы легли методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». А так же В.А. Козаренко учебник мнемотехники «Система запоминания». Развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники описала Т.В. Большева, в методике «Учимся по сказке» Основываясь на этих методиках, я определила цели и задачи своей коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы: стимулировать развитие интеллектуальных возможностей детей подготовительной группы при использовании методов и приемов мнемотехники, в ходе осуществления задач. Образовательных : - научить составлять и работать по таблицам – схемам, мнемоквадратам, мнемодорожкам; - способствовать усвоению приемов запоминания, их осознанное применение (зрительной, слуховой, моторной, тактильной памяти); - повышать умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, используя приемы мнемотехники. Воспитательных: - содействовать подчинению своих действий инструкциям взрослого; - формировать и закреплять внимательность, находчивость, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Развивающих: - развивать образное и речевое воображение, зрительное и тактильное восприятие; - закреплять развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическим воспроизведении. Работу провожу поэтапно. Первый этап- организационный (составление план- программы, изучение литературы по мнемотехнике, накопление материала, пособия, подготовка диагностических методик и т.д.) Второй этап- диагностический. Выявляю детей, имеющих какие-либо особенности развития мотивационной, познавательной сфер и формирование группы развития для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Третий этап- проведение коррекционно- развивающей работы. Организую по итогам проведения психодиагностического обследования. Разработала общую структуру коррекционно- развивающих занятий: - ритуал начала занятия; - разминка рефлексия прошлого занятия; - основное содержание занятия; -ритуал окончания занятия. Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент, способствующий созданию атмосферы доверия и принятия, что важно для плодотворной работы. Ритуалы выполняются регулярно, начиная с первого занятия. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние ребенка, уровень его активности. Настраивает на продуктивную деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Разминочное упражнение выбираю с учетом актуальности предстоящей работы, потому что одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить ребенка на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений, приемов мнемотехники игр, направленных на решение определенных задач. Предпочтение отдаю многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, мышления , речи, социальных навыков и др. Учитываю так же порядок предъявления упражнений, их последовательность, и их количество. Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния детей, от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т.д. Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось), смысловом (для чего мы это делали, что нам это дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 25-30 минут. Правила работы. Начинаю с простейших мнемоквадратов ( обозначает одно слово или слово его характеристики ). Например. Даю слово «девочка» и символически его обозначаю. Когда ребенок уловит, что значит зашифровать слово. Предлагаю упражнения на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям. Освоив игру со словом переходим к поэтапному кодированию сочетания слов ( например, большая машинка). Запоминание и воспроизведение предложений. Например, « Маленькая девочка идет». Мнемодорожка ( усложненная форма мнемотехники, состоит из нескольких квадратов). Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, перехожу к мнемодорожкам и работаем с ребенком уже над четверостишием, стихотворением, несложной загадкой. И после этого перехожу к использованию мнемотаблици. Мнемотаблица (на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, весь текст зарисовывается схематично). Работа с мнемотаблицами. Рассматриваем с ребенком таблицы и разбираем, что на ней нарисовано. (Здесь осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы). Затем ребенок пересказывает сказку или рассказ по нужной теме- самостоятельно, без моей помощи. Четвертый этап – итоговый. Диагностическое обследование провожу в апреле месяце, чтобы проанализировать результаты коррекционно-развивающей работы и оценки уровня психического развития детей подготовительной группы. Параллельно провожу консультации с воспитателями и родителями. Организовываю семинары, игровые тренинги с целью информирования и обучения взрослых способам общения с детьми дошкольного возраста. Ожидаемые результаты: развитие познавательной сферы детей, мелкой моторики, умения ориентировки на листе бумаги устойчивых координат (право, лево, верх, низ); нормализация уровня психоэмоциональных расстройств (агрессивность и тревожность); повышение у детей уверенности в себе; развитие положительного отношения к школе. При проведении коррекционно-развивающей работы с детьми использую следующие метода и приемы: Игровые (дидактические игры, подвижные игры). Превращают обучение в осознанное и интересное для ребенка дело, обеспечивают детям естественный переход от обучения к игре и содействует формированию игры. ИКТ (информационно-компьютерные технологии) облегчают восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания или решения каких-либо задач поставленных перед ребенком. Применяю здоровьесберегающие технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, чтобы обеспечить эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослым в ходе коррекционно-развивающей деятельности. Если ребенок утомился делаю релаксационные паузы, провожу дыхательную гимнастику, физкультминутки, массаж, например, ушных раковин, с целью снижения (снятия) умственной усталости во время занятий. Использую словесные приемы. Чтение и рассказывание стихов, сказок, беседа, рассматривание картинок. Игровые приемы. Воображаемая ситуация, дидактическая игра, загадывание загадок, создание игровой ситуации. Методы и приемы мнемотехники: Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. ( Например при запоминании текста делаем рисунки и мнемотаблицы, мнемодорожки, загадывание мнемозагадок). Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. (Например, чтобы запомнить цвета: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Схематизация. Когда текст зарисовывается схематично (мнемотаблицы). Метод структурирования материала. Выстраивание предложений в логическую цепочку, при помощи мнемодорожек. Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал. Использование способов и приемов мнемотехники и специальных игр в коррекционно- развивающей деятельности, дают прекрасные результаты. В процессе КРР дети научились анализировать, выделять в предметах свойства, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Самостоятельно, по мнемотаблицам, излагают тексты связно, последовательно, полно. Совершенствовалось умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, характерные для сказок. Мнемотехника помогла некоторым детям перешагнуть барьер неуверенности, заниженной самооценки, способствовала психологическому раскрепощению, устранила боязнь высказывания. Повысилась самостоятельность детей. Дети стали лучше запоминать слова, тексты, улучшилась моторика рук. Поэтому использование приемов мнемотехники для развития интеллектуальных возможностей дошкольников просто необходимо в настоящее время . Учитывая успехи детей во всех видах совместной деятельности ( играх, тренингах, рисовании, отгадывании загадок) на которых я использовала методы и приемы мнемотехники, делаю следующие выводы: введение приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе, стимулирует развитие зрительной, слуховой памяти, а так же внимания, связной речи детей, мышления, воображения. Элементы мнемотехники формируют предпосылки к самообучению, закладывают навыки совершенного восприятия и запоминания. Игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам. Уверена, что применять приемы мнемотехники буду и в дальнейшем.









Список использованной литературы.

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

  2. Козаренко В.А. учебник мнемотехники «Система запоминания».

  3. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

  4. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

  6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чуянова Надежда Витальевна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325313

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства