kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование художественной литературы как средства развития связной речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование художественной литературы как средства развития связной речи дошкольников»

Использование художественной литературы как средства развития связной речи дошкольников К.Д. Ушинский отмечал, что книга  в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, и приобщении его к родному языку.

Использование художественной литературы как средства развития связной речи дошкольников

К.Д. Ушинский отмечал, что книга

в дошкольном возрасте

имеет важное значение

в воспитании ребенка,

и приобщении его к родному

языку.

Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством для развития и обогащения речи ребенка.   Связная речь - развернутое, логически последовательное, а также образное описание какого-либо содержания.

Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством для развития и обогащения речи ребенка. Связная речь - развернутое, логически последовательное, а также образное описание какого-либо содержания.

Связная речь начинает  развиваться, примерно с  3-летнего возраста, а самое  активное её формирование  проходит в период с 5 до 7 лет.  В раннем возрасте  создаются предпосылки  для развития связной речи.

Связная речь начинает развиваться, примерно с 3-летнего возраста, а самое активное её формирование проходит в период с 5 до 7 лет. В раннем возрасте создаются предпосылки для развития связной речи.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет  Читать детям книжки с наглядным сопровождением и без;  Формировать умение показывать и называть в книжках  изображаемые предметы, совершаемые персонажами  действия;  Наизусть рассказывать потешки, стихи, песенки;  Побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки  знакомых ребенку песенок и стихов.  Развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;  Формировать умение воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений.  

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

  • Читать детям книжки с наглядным сопровождением и без;
  • Формировать умение показывать и называть в книжках
  • изображаемые предметы, совершаемые персонажами
  • действия;
  • Наизусть рассказывать потешки, стихи, песенки;

Побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки

знакомых ребенку песенок и стихов.

Развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;

Формировать умение воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений.

 

От 2 до 3 лет

От 2 до 3 лет

  • Педагог формирует у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него);
  • поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты;
  • формирует у детей умения рассказывать в 2 - 4 предложениях о нарисованном на картинке;
  • побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;
развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений; побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно; развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.
  • развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;
  • побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно;
  • развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.
От 3 до 4 лет   Подводить детей к пересказыванию хорошо знакомых литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним; Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадраты  мнемодорожки  мнемотаблицы

От 3 до 4 лет

  • Подводить детей к пересказыванию хорошо знакомых литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним;
  • Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадраты
  • мнемодорожки
  • мнемотаблицы

продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании иллюстраций; формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него); по инициативе взрослого называть знакомых литературных героев и их действия. Педагог способствует освоению умений монологической речи: по вопросам составлять рассказ по картинке из 3 - 4 предложений; читать наизусть короткие стихотворения, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации;
  • продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании иллюстраций; формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него);
  • по инициативе взрослого называть знакомых литературных героев и их действия. Педагог способствует освоению умений монологической речи: по вопросам составлять рассказ по картинке из 3 - 4 предложений; читать наизусть короткие стихотворения, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации;
формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр; поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций; поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений. обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения);
  • формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр;
  • поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций;
  • поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений.
  • обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения);
От 4 до 5 лет

От 4 до 5 лет

  • пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные;
устанавливать причинно-следственные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев; развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок);
  • устанавливать причинно-следственные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев;
  • развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок);
От 5 до 6 лет

От 5 до 6 лет

  • Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;
  • обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения);
  • развивать интерес к произведениям познавательного характера;
  • формировать положительное эмоциональное отношение к "чтению с продолжением" (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем);
углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению); совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту); развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).
  • углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению);
  • совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту);
  • развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).
От 6 до 7 лет

От 6 до 7 лет

  • Продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения;
  • совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок.
  • продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала.
  • закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки.
  • формировать умения строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Олеся Николаевна Тюрина

Дата: 06.12.2023

Номер свидетельства: 641467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Использование интерграции НОД. как средство развития творческих способностей детей." "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-intierghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование интеграции НОД,  как средство развития творческих способностей детей. "
    ["seo_title"] => string(92) "ispol-zovaniie-intieghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Сказки как средство обогащения словаря дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(68) "stat_ia_skazki_kak_sriedstvo_oboghashchieniia_slovaria_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "347572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475680432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства