«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»»
«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) —
Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета.
Задачи, которые мы решаем, используя логические блоки вработе с детьми: • Развиваем логическое мышление. • Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). • Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать. • Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов. • Развиваем пространственные представления. • Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. • Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. • Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции. • Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Вначале предоставляется детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т.д
Малышам предлагаются самые простые игры.
Группировка по разным признакам:
Дидактическая игра «Второй ряд»Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Цепочка»
Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.
Варианты построения цепочки:
• Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
• Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
• Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Дидактическая игра «Мои игрушки»
Здесь малышам выдаются карточки со схематическим изображением игрушки, они должны из блоков на столе выложить плоскостное изображение.
Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Для такого варианта игры используют логические карточки со следующими обозначениями:
Дидактическая игра «Этажи»
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Дидактическая игра: «Построй дорожку»
Ход игры: построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в логических схемах.
Дидактическая игра «Найди меня»
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно использовать слова: «Блоки, разные желтые, синие и красные. Всем нам они знакомые, найдите меня!»
Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.
Дидактическая игра « Игра с одним обручем»
Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «внутри обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»
Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).
1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.
2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИБЛОКАМИ ДЬЕНЕША
занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” -деньги обозначаются блоками. “Почта” -адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” -билеты, места.
В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам
Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.