Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
Выполнила: Тарбаева Е.В.
Музыкальный рук-ль
МБДОУ детский сад
комбинированного вида №7
«Золотая рыбка»
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду
2018г.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы».В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психи-ческого здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Цель внедренияздоровьесберегающихтехнологий
Охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Задачи:
Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:
Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы.
Содействовать просвещению родителей и педагогов.
Модель организациимузыкально-оздоровительнойработы в ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологий в РОД и совместной деятельности .
Просвещение педагогов и родителей.
Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
Системамузыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих музыкально-оздоровительных технологий:
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Музыкально-ритмические движения.
Кинезиологические, валеологические распевки.
Вокалотерапия.
Массаж.
Артикуляционная гимнастика.
Релаксация.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на
обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствуют восстановлению центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развитые в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Упражнение «Воздушный шарик»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки.
Раздувайся пузырь,Расходятся, растягивая руки,
Надувайся большой,надувая щёки,
Да смотри не лопни!набрав дыхание.
Затем по команде- (хлопок) сдувают «шарик» – сужая круг, медленно выдыхая воздух на шипящие звуки. «С-с-с-с» , «Ш-ш-ш-ш», «Щ-щ-щ-щ»
«Раздуваем шар»
«Паруса- корабли»
Пальчиковая гимнастика.
Позволяет разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Она развивают речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяет пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Пальчиковая гимнастика «Гроза»
Капли первые упали –(постучать двумя пальцами по коленкам)
Пауков перепугали -(пальчиками имитируем пауков по ногам)
Разбежалась детвора– (средний и указательный пальцы бегают по ногам)
В небе молния сверкает– (рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гром все небо разрывает– (стучим кулачками )
А потом из тучи солнце– (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)
Вновь посмотрит к нам в оконце.
Пальчиковая гимнастика.
Музыкально-ритмическиедвижения.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Музыкально- двигательное упражнение для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки «Раз, два! Мы идем!»
Раз, два! Мы идем. дети шагают за воспитателем
Путь-дорожка нелегка. по кругу.
Раз, два! Мы найдем
Непоседу Колобка.
Последим за ровной спинкой, продолжая идти, выпрямляют
Спинку надо укреплять. спинки.
Мы на плечи руки ставим, выполняют вращательные
Начинаем их вращать. движения руками.
Ручки вытянем вперед, бегут прямым галопом,
Скачем на лошадках, прищелкивая язычком.
Пусть никто не отстает,
На дорожке гладкой!
Тише, дети! Не шуметь! идут на носочках.
Рядом может спать медведь.
Чтоб его не разбудить,
На носочках здесь ходить!
Надоело нам шагать!
Будем лучше танцевать!
Музыка в движении.
Кинезиологические,валеологические распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро» О.Н. Арсеневской
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день Большой палец поднят вверх
Будет веселее.
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки. выполняют фонарики
Разотрём ладошки Движения по тексту
Сильнее-сильнее,
А теперь похлопаем
Смелее-смелее.
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы! Разводят руки в сторону.
Музыкальное приветствие.
Вокалотерапия.
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
Звук «А-а-а» — стимулирует работу легких, трахеи,
гортани, оздоравливает руки и ноги.
Звук «И-и-и» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-у-у» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
Звук «М-м-м» (с закрытым ртом) снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Наши ручки помогают…
Массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Игрового массажа «Дружок»
Дети стоят парами по всему залу
У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои
Пос - мот- ри! Пос-мот-ри! ручки.
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз, два, три!
Твои ручки тоже Поворачиваются друг к другу, гладят по
На мои похожи. ручкам друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Берут друг друга за руки.
Покружись со мной разок! Кружатся.
Делаем массаж себе и друг другу
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Артикуляционное упражнение«Язычок»
Наш забавный язычок… дети хором произносят слова
Щелк, щелк, щелк, щелк! щелкают языком
Зубки чистим умело, показывают, как чистят зубки
Вправо-влево, вправо-влево.
Мы нисколько не устали. высовывают язычок и «дразнят»
Как машина, поурчали , - звукоподражания: «У-у-у-у…»
Как лошадки, вскачь пустились двигаются по залу прямым галопом
Вовремя остановились! Стоп! останавливаются.
Подготовка к пению.
Релаксация. Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьей - это совместные праздники , которые при-носят много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. Общее сопереживание сближает, создает радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах. В работе с родителями используются и другие формы:
Способствует обеспечению устойчивого интереса к музыкальной деятельности;
Способствует формированию потребности в двигательной активности;
Способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;
Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей.
Литература:1. Арсеньевская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.Волгоград: Учитель 2011 г.2. Кузнецова, Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2002 г.3. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.: Айрис-пресс, 2007 г.4. Купальная Елена Васильевна, «Инновационные педагогические технологии»: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — iv, 88 с.5. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.