Просмотр содержимого документа
«"Использование проблемных ситуаций на музыкальных занятиях"»
Использование проблемных ситуаций на музыкальных занятиях в ДОУ
Выполнила музыкальный руководитель
мдоу «детский сад № 28»
Козлова Н.В.
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. это является основным ориентиром для музыкальных руководителей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает реализацию следующих целей:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки , художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности .
В музыкальной деятельности разделяют такие формы работыс детьми дошкольного возраста как:
Традиционные формы:
Музыкальные занятия
Праздники и развлечения
Самостоятельная деятельность детей
Вариативные формы:
Музыкальная сюжетно-ролевая игра
Музыкальная дидактическая игра
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
Одна из значимых вариативных форм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста - это игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
сюжетно-ролевая игра, но она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, хорошо знакомого дошкольникам. В содержании игры присутствуют все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей, характер действий и пр .
Для детей младшего дошкольного возраста используются несложные проблемные ситуации. Педагог включает ребенка в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения зависит от возрастных особенностей и происходит в совместной деятельности педагога и детей: педагог увлекает воспитанников на поиск решения, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов, а дети либо с помощью педагога (в основном младший дошкольный возраст) , либо свободно высказывают свои мысли (страший дошкольный возраст)
проблемных ситуации, используемые на музыкальных занятиях
«Собери грибочки»
Проблемная ситуация:
Нужно собрать грибочки,
а корзинки нет.
Ответы детей:
можно собрать в руки, в карман,
в подол платья
«Развесели цветочек» Проблемная ситуация : Как развеселить грустный цветочек? Ответы детей : спеть песню, посмеяться, станцевать
«Поставь птичку в нужное место» Проблемная ситуация: при проигрывании музыки (высокий или низкий звук) расположить птичку на определённую высоту Ответы детей: если высокий звук расположить птичку наверх, низкий - вниз
«Слон и бабочка» Проблемная ситуация: подобрать музыкальный инструмент для озвучивания шагов слона и полета бабочки Ответы детей: шаги слона-барабан, полёт бабочки-колокольчик
Проблемные ситуации на музыкальной основе позволяют решить ряд задач:
Стимулировать сопереживание персонажам музыкально-дидактических играх, художественных произведений;
Развивать музыкальный слух;
Способствовать восприятию музыки, фольклора;
Побуждать к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству.