Просмотр содержимого документа
««Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»»
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
ПОТАПОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135 г. Липецка
К. Д. Ушинский писал :
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
При поступлении в школу дети должны уметь:
-связно высказывать свои мысли;
-строить диалог;
-составлять рассказ на определенную тему.
Для этого необходимо расширять словарный запас, воспитывать звуковую сторону речи и формировать грамматический строй.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ связной речи
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.Основная задача мнемотехники - передать условно-наглядную схему закодированного материала, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно. Если раньше использование традиционных приёмов не сразу приносило желаемых результатов, так как дети затруднялись запоминать стихотворения (от многократного повторения даже самый замечательный текст можно разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую память), то после зарисовки детьми условной схемы - результат запоминания значительно улучшился. При применении схем в работе по заучиванию стихотворение запоминается сразу и целиком. К тому же, разучивание стало для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Дошкольники могут испытывать некоторые сложности при заучивании материала по схемам, поскольку следовать предложенному другими плану модели, не всегда понятно детям. И потому, первые рассказы по моделям, могут получаться весьма схематичными.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ - Цвет - Форма - Величина - Материал - Часть игрушки - Действия с игрушкой
Описание овощей и фруктов
- Что это?
- Цвет
- Форма
- Величина
- Вкус
- Сочность
- Место произрастания
- Что из этого можно сделать
ОПИСАНИЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
-Солнце/светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет/
- Небо
- Земля
- Деревья
- Люди
- Звери
- Птицы
- Чем можно заниматься
Рассказ о профессиях людей -Название профессии -Место работы -Что делает человек данной профессии -Что нужно для работы /инструменты и оборудование/
Описание и сравнение птиц - Внешний вид - Зимующая или перелётная - Где живёт - Чем питается - Как выводит птенцов - Какую пользу приносит человеку
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫ - Внешний вид /части тела/ - Место проживания /коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных)/ - Чем питается - Как зовут детёныша - Какую пользу приносит человеку /для описания только домашних животных/ - В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное
Составление рассказа: «Выходной день»
Составление рассказа о дереве.
Детский сад
Отрицательные схемы
Поздравление с 8 Марта!
Использование мнемотехники во время самостоятельной деятельности.
Мнемотаблица значительно облегчает ребенку составление рассказа-описания(пересказа), так как наглядно отображает последовательность, одновременно включая в себя план и опорные вопросы. На таких занятиях дети уверенны в своих способностях, не боятся пересказывать и рассказывать.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Необходимо только придерживаться следующих требований:
•модель должна отображать обобщённый образ предмета;
•раскрывать существенное в объекте;
•замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Диагностическое обследование уровня развития связной речи детей
Для определения динамики развития речи детям предлагалось в каждой возрастной группе составить короткий рассказ по сюжетной картинке. В ходе обследования выявлялся уровень развития связной речи детей и проводился анализ эффективности использования современных образовательных технологий в развитии связной речи детей.
Вывод:
Использование мнемотехник способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}