Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются очень активно и не только для работы с обычными детками, но и для коррекции состояния у малышей с отставанием в развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»
2
3
1
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
6
5
4
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
ПРОБЛЕМЫ В РЕЧИ ДЕТЕЙ
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Мнемотехника
Впереводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающихуспешное запоминание, сохранение и воспроизведениеинформации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и мнемосхем.
Суть мнемосхем
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
В
Наступила весна
В работе с
мнемотаблицами вводятся цветовые
буквенные
обозначения времен
года.
о
Наступила осень
З
Наступила зима
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВЕСНА
1.Наступилавесна
2.Весной пригревает яркое солнышко
3.На крышах домов тают сосульки
4.На земле появляются лужи
1.Наступила весна
2.Солнышко пригревает, припекает…
3.На крышах домов тают сосульки
4.На земле появляются лужи
5.Дети пускают в них и в ручейках кораблики
6.Весной распускаются первые цветы – подснежники
7. Ана деревьях набухают почки.
Дидактическая игра « геометрические фигуры»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Преимущества Заучивания стихотворений с помощью мнемотехники
Стихотворение П. Воронько«Обновка»
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как же надевать?
Хвостик некуда девать!
Стихотворение « кошка»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик желтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Е. Трутнева
Мнемотехнику возможно использовать для
Ознакомление с художественной литературой и обучение составлению рассказов
5.Контур с вопросом.(Из какого материала сделана игрушка?)
6. Рука.(Как с этой игрушкой можно играть?)
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.
Младшим дошкольникам предлагаются готовые схемы, со старшими - возможно коллективно выдвигать и обсуждать различные версии и отбирать наиболее удачные варианты
Таким образом, применяемые методы и приемы позволяют, с одной стороны, педагогам легко и с удовольствием работать с детьми, а детям – получать радость от реализации их способностей