Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы «Речевое развитие дошкольников с использования мнемотехники»»
Выступление из опыта работы
«Речевое развитие дошкольников с использования мнемотехники»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я выступлю из опыта работы по очень важной и нужной теме:
СЛАЙД № 1
«Речевое развитие дошкольников с использования мнемотехники».
Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. Именно в период дошкольного детства формируются и развиваются предпосылки читательской грамотности, которые необходимы для успешного школьного обучения. В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Что же понимается под термином «читательская грамотность»?
СЛАЙД №2
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным (услышанным) текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем, пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия, которые будут способствовать активному включению ребенка в читательскую деятельность, формированию интереса к книге, развитию основ разносторонней читательской деятельности.
Одним из эффективных приемов формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста является кодирование и декодирование информации с помощью мнемотехники.
СЛАЙД №3
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:
Мнемотехника– это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Как это происходит?
Для того чтобы запомнить какой-либо предмет, объект, человек в своѐм воображении создает некий зрительный образ. Эта взаимосвязь фиксируется в мозге, и при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядного материала.
Применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Мнемотехника опирается на определенные принципы работы, среди которых выделяются принципы постепенности, принцип «от простого к сложному», принцип развивающего обучения, принципы предметности, наглядности, и др.
СЛАЙД № 4
Мнемотехника помогает развивать:
Ассоциативное мышление;
Зрительную и слуховую память;
Зрительное и слуховое внимание;
Воображение.
Практика моей педагогической деятельности показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении старших дошкольников связной речи хорошо использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия как (слово, предложение, текст), учит работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотаблицы-условно-наглядная схема,в которой заложена определенная информация (персонажи,природные явления,конкретные действия, др.)в виде графического изображения, включающего главные смысловые звенья сюжета.
СЛАЙД №5
С помощью мнемотехники мы решаем следующие задачи:
· Развитие связной и диалогической речи;
· Развитие умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам;
· Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей, очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, которые облегчают процесс становления связной речи:
- Один из таких факторов, по мнению С. Рубинштейна, Д. Эльконина – наглядность.
- Другой фактор – это создание плана высказывания, на значимость которого указывал Л. Выготский.
Слайд №6
В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала разные типы мнемотаблиц:
- показ готовых мнемотаблиц для описания – времени года, труд взрослых
- в процессе пересказа сказок и других литературных произведений.
Слайд№7
-мнемотаблицы можно использовать в процессе заучивания стихотворений, загадок , заучивание скороговорок
Слайд№8
-Используя живые мнемотаблицы также можно заучить с ребенком стихотворение, небольшой описательный рассказ..
При описании погоды использую схемы - модели В.К. Воробьевой, отражающие информацию о состоянии (солнца, неба (осадков), земли, деревьев (ветра),одежды людей, отношения к погоде) в конкретный день.
Например, описывая солнце (ФОТО - слайд) ребенок вспоминает те слова - признаки, которые раньше использовали в совместных играх: «Солнце какое?: ласковое, яркое, бледное, низкое…». Составляет предложение.
Например.: Солнце бледное и низкое виднеется из-за туч.
Далее, видя перед собой следующую картинку с изображением неба, подбирает слова - признаки: «Небо какое?- голубое, прозрачное, светло-серое, темное, покрытое тучами (облаками)…». Описывая небо, даем характеристику осадкам: без осадков, моросит мелкий дождик, идет дождь со снегом, идёт затяжной дождь… Ребенок составляет предложение: Небо светло-серое, покрытое тучами, моросит мелкий дождик.
Наглядные схемы подсказывают ребенку, о чем нужно говорить в последующем предложении: о земле, о деревьях и ветре, об одежде людей, о своем отношении к погоде нравится такая погода тебе или нет? И почему?)
ПОКАЗ МОДЕЛЕЙ.
В своей работе я также применяю технику скрайбинг.
В детстве мы все были немного скрайберами. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Оказывается,можно просто и доступно рассказать о сложном, и интересно объяснить определенный материал.
Особенность скрайбинга, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека.
Слайд №9
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
1.Скрайбинг рисованный - это ручной классический, когда ребенок рассказывает о чем либо и в то же время рисует изображения.
2.Скрайбинг аппликационный –техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
3. Скрайбингмагнитный- похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску. Хорошо подойдет для экранизации сказок для детей.
4.Скрайбинг компьютерный - при создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Слайд№10-13
В педагогической деятельности я использую аппликационный и рисованный скрайбинг. Чаще применяю эту технику в вечерние часы, когда в группе один – два ребенка, т.к. в индивидуальной работе можно добиться большего результата,легче и ребенок сам рассказывает придуманную историю или прочитанную сказку. Ребенок рисует иллюстрации к сказке и при этом рассказывает ее.
(Привлечение педагогов к совместной работе по составлению мнемотаблиц).
Уважаемые педагоги, сейчас я предлагаю вам самим попробовать с помощью рисованного и аппликационного скрайбинга рассказать нам рассказ, и небольшое стихотворение которой я вам прочитаю
Рассказ «Лето»
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочка будут пить чай с вареньем.
Аппликационный скрайбинг
«Мышка Муся»
Мышка Муся в новом платье-
Просто загляденье!
Положили мы на блюдце
Мусе угощенье!
Воспитатель благодарит участников за интересные находки.
В конце предлагает ответить на вопросы.
- Было ли что-то для вас новым, интересным, полезным для использования в работе? Что понравилось, что показалось сложным?
Вывод:
Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что использование мнемотаблиц способствует развитию связной речи у детей, приемы мнемотехники заметно облегчают овладение описательной речью. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, последовательными. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихотворений.