Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные зрители, а полноправные участники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ »
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫС РОДИТЕЛЯМИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИ
К. Д. Ушинский
П.Ф. Лесгафт
В.А. Сухомлинский
Н.К. Крупская
А.С. Макаренко
Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями
использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
индивидуальные и групповые формы работы с родителями
« ИНТЕРАКТИВ »
« interact »
( из английского языка )
«act»
«inter»
действовать
взаимный
ИНТЕРАКТИВНЫЙ - способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо ( например, компьютером ) или кем-либо ( например, человеком ).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ИНТЕРАКТИВА»:
это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег; исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
обмен опытом
формирование умений, навыков
выработка общего мнения
ЦЕЛИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
изменения психологической атмосферы
создание условия для диалога
группового сплочения
ФАСИЛИТАЦИЯ ( поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
выявление многообразия точек зрения
обращение к личному опыту участников
поддержка активности участников
соединение теории и практики;
взаимообогащение опыта участников
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников
поощрение творчества участников
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов
Интерактивное общение способствует умственному развитию
При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой)
Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации
Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи
Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике
Нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями,
основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей
СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ
ДИСКУССИЯ
ФОРМЫ ДИСКУССИИ
круглый стол
симпозиум
дебаты
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
в зависимости от целей.
от количества участников
время
средства общения
Четыре шага в работе с интерактивными играми:
Шаг 1 . Анализ групповой ситуации
Шаг 2 . Инструктирование участников
Шаг З . Проведение игры
Шаг 4 . Подведение итогов
Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:
активное участие
открытые результаты
учет естественных потребностей
соревнование и сотрудничество
обратная связь
Преимущества интерактивных игр:
• Интерактивные игры могут создать мотивацию.
• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.
• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.
• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.
• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.
• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.
• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦИИ
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:
определение целей и задач
составление плана акции
интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),
различные формы работы с детьми
совместные мероприятия с родителями и детьми
подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ
краткосрочность
необычность
ненавязчивость
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОЕКТЫ
включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, занятия с детьми на конкретную тему в детском саду, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям (создать альбом, коллаж, газету, фоторепортаж и др.).
Первый этап - подготовительный
участники проекта самостоятельно выполняют задания в домашних условиях
Второй этап - основной
предполагает выполнение заданий продуктивного характера с целью экспресс-диагностики уровня развития дошкольников, стиля семейного воспитания, презентацию результатов совместной деятельности, а также интерактивная форма награждения участников проекта
Второй этап - завершающий
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
На первом этапе определяются тема, цели и задачи экспертизы. Подбираются и оформляются объекты экспертизы в зависимости от темы, целей и задач (возможно совместно с родителями). Уточняются критерии оценивания. Проводится реклама предстоящего мероприятия для родителей.
На втором этапе родителям предлагается побыть в качестве экспертов и оценить объекты экспертизы по предложенным критериям. Участники родительской экспертизы получают небольшие памятные подарки (брошюрки, буклеты…).
Организатором «родительской экспертизы» может быть заместитель заведующего д/с, педагог-психолог, а также воспитатель детского сада. Итоги «родительской экспертизы» доводятся до сведения родительской общественности на информационных стендах детского сада.
САЙТ
Меню сайта включает в себя основные разделы:
«Дошкольные новости» - где освещаются интересные моменты из жизни сада.
«О нас» - этот раздел включат информационную и историческую справку о дошкольном учреждении.
«Педагогический коллектив» - здесь вновь поступающие родители могут ознакомиться с педагогическим коллективом дошкольного учреждения.
«Артгаллерея» - в этом разделе помещаются фотографии интерьера, фотографии с праздников и развлечений, а так же лучшие детские рисунки.
«Справочник для родителей» - специалистами детского сада представлена важная информация для родителей по преддошкольной и предшкольнолй подготовке детей. Для родителей подобраны рекомендации о том, что такое адаптация и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для ребенка, что такое готовность к школе и что должен знать и уметь будущий первоклассник, а ток же многое другое.
«Наши достижения» - т.к. д/с открытая образовательная система, то педагоги и дети принимают активное участие как в городских, так и всероссийских конкурсах. Родители имеют возможность увидеть наши достижения.
«Специалисты советуют» - в данном разделе родители могут найти необходимые рекомендации, подготовленные старшей медицинской сестрой, логопедом, психологом, и другими специалистами.
Так же в меню сайта есть «Обратная связь» - родители могут задать интересующие их вопросы любому специалисту нашего сада.