kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи детей."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активизировать знания педагогов о инновационных развивающих технологиях, методах и приёмах,направленных на развитие речи дошкольников. Перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.Данный материал будет полезен педагогам ДОУ,родителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи детей."»

Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи детей. подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад «Ладушка» Трубникова Т.В. 2019 год

Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи детей.

подготовила: воспитатель

МБДОУ детский сад «Ладушка»

Трубникова Т.В.

2019 год

Образовательная область  «Речевое развитие»   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической . Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,
  • становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической . Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования «речевое развитие» включает :   владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования «речевое развитие» включает :

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор технологий, методов, приёмов зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. .

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор технологий, методов, приёмов зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

.

Исходя из этого, для формирования и активизации речевого развития, наряду с традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные методы, технологии, приёмы: здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ-технологии, метод проектирования, метод моделирования, ИКТ-технологии, технология мнемотаблиц, педагогическая арт-терапия; синквейн; интеллект-карты; лэпбуки и т.д.
  • Исходя из этого, для формирования и активизации речевого развития, наряду с традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные методы, технологии, приёмы:
  • здоровьесберегающие технологии,
  • ТРИЗ-технологии,
  • метод проектирования,
  • метод моделирования,
  • ИКТ-технологии,
  • технология мнемотаблиц,
  • педагогическая арт-терапия;
  • синквейн;
  • интеллект-карты;
  • лэпбуки и т.д.

“ Здоровьесберегающая технология”   это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Виды здоровьесберегающих технологий  В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения здоровому образу жизни; коррекционные технологии.

Здоровьесберегающая технология”

  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровьесберегающих технологий

  • В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

Технология ТРИЗ Т - теория  Р - решения И – изобразительных  З - задач Системность мышления Развитие творческого потенциала

Технология ТРИЗ

Т - теория

Р - решения

И – изобразительных

З - задач

Системность мышления

Развитие творческого потенциала

Основная идея ТРИЗ   Технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для решения творческих задач. Приёмы работы над  развитием творческой личности   Благоприятная атмосфера, доброжелательность со стороны педагога, отсутствие критики в адрес ребенка; Стимулирующая развивающая среда; Поощрение оригинальных идей и высказываний ребенка; Разноплановая практическая деятельность; Использование личного примера, творческого подхода воспитателя к решению проблемы; Свободно и активно задавать вопросы.  

Основная идея ТРИЗ

Технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для решения творческих задач.

Приёмы работы над развитием творческой личности

  • Благоприятная атмосфера, доброжелательность со стороны педагога, отсутствие критики в адрес ребенка;
  • Стимулирующая развивающая среда;
  • Поощрение оригинальных идей и высказываний ребенка;
  • Разноплановая практическая деятельность;
  • Использование личного примера, творческого подхода воспитателя к решению проблемы;
  • Свободно и активно задавать вопросы.

 

Метод проектирования - в основе метода - активная познавательная и  речевая деятельность ребенка; - исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы; - содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные  виды деятельности детей Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектирования

  • - в основе метода - активная познавательная и  речевая деятельность ребенка;
  • - исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;
  • - содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные  виды деятельности детей
  • Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

По продолжительности проекты могут быть:  краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня), среднесрочными; длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Проект – это «пять П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация (защита).

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня),
  • среднесрочными;
  • длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Проект – это «пять П»:

  • Проблема,
  • Проектирование (планирование),
  • Поиск информации,
  • Продукт,
  • Презентация (защита).

Метод моделирования Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Цель моделирования  – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).

Метод моделирования

Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.

Цель моделирования  – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).

ИКТ-технологии   Это обобщенное понятие, описывающие различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

ИКТ-технологии

  • Это обобщенное понятие, описывающие различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Цветные картинки Слайд-шоу или презентации Видеофрагменты 3-D рисунки и модели Короткие анимации Направления в информационных компьютерных технологиях Интерактивные рисунки Анимированный сюжеты Обучающие игры и развивающие программы Программы, тренажеры, тестовые программы Интерактивные модели

Цветные картинки

Слайд-шоу или презентации

Видеофрагменты

3-D рисунки и модели

Короткие анимации

Направления в информационных компьютерных технологиях

Интерактивные рисунки

Анимированный сюжеты

Обучающие игры и развивающие программы

Программы, тренажеры, тестовые программы

Интерактивные модели

Технология мнемотаблиц Мнемотехника   – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.  Цель обучения мнемотехнике  – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Технология мнемотаблиц

Мнемотехника   – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике  – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Педагогическая арт-терапия Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.   Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются: Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии. Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения. Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию. Стимулировать креативность, оригинальность мышления. Развивать уверенность в себе. Гармонизировать эмоциональное состояние. Способствовать развитию детского коллектива.

Педагогическая арт-терапия

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.  

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:

  • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива.

Виды арт-терапии для дошкольников :   Изотерапия Цветотерапия Песочная терапия Фототерапия Игротерапия Музыкотерапия Вокалотерапия Сказкотерапия Танцевально-двигательная терапия

Виды арт-терапии для дошкольников :

  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Синквейн

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Правила составления синквейна

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.    Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Как составить интеллект-карту?

Как составить интеллект-карту?

ПО ЦВЕТУ МАТЕРИЛ ЧАСТИ ПО ПОЛУ ПО ВРЕМЕНИ ГОДА ПО НАЗНАЧЕНИЮ

ПО ЦВЕТУ

МАТЕРИЛ

ЧАСТИ

ПО ПОЛУ

ПО ВРЕМЕНИ ГОДА

ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Лэпбук Лэпбук   (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом  « лэпбук »  - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Лэпбук

Лэпбук  (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом  « лэпбук »  - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Заключение Таким образом, речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей. Применение инновационных педагогических технологий способствует: -повышению качества образования; -повышению квалификации воспитателей; -применению педагогического опыта и его систематизации; -использованию компьютерных технологий воспитанниками; -сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Заключение

Таким образом, речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

-повышению качества образования;

-повышению квалификации воспитателей;

-применению педагогического опыта и его систематизации;

-использованию компьютерных технологий воспитанниками;

-сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Спасибо  за  внимание !!!

Спасибо за внимание !!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трубникова Татьяна Викторовна

Дата: 03.04.2019

Номер свидетельства: 505967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ "
    ["seo_title"] => string(67) "liego-tiekhnologiia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "234705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443513879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства