Просмотр содержимого документа
«Игры с песком и водой»
Подготовила Ганина И.В.,
воспитатель I категории
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №83 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников» г. Орска
ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙлетом
Немного теории
В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в летний период помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой.
Игры с песком, или «песочная терапия», использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими. Педагоги считают , что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая ребенок гармонизирует свое внутреннее состояние. Песочная сказочная страна – не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка.
Игры с водой также благоприятно действуют на эмоциональное состояние детей. Эти игры имеют большие развивающие возможности,но не менее важно их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.
Оборудование для игр с песком
Песочницы (для детей младшего возраста уместны небольшие переносные песочницы, т.к. малыши не создают крупных сюжетных построек, в группах старшего возраста рекомендуются песочные дворики);
Пластмассовые принадлежности (ведерки, совки, лопатки, грабельки, формочки и т.д. );
Легко моющиеся игрушки (машинки, куклы и т.д.);
Дополнительные материалы (дощечки, пенопласт, различный природный материал).
Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении об одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками
ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ
«Забавные ладошки»
Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение.
«Следы»
Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке, либо в обуви разного размера
ИГРЫ С ПЕСКОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
«Картины на песке»
На ровной влажной поверхности палочкой рисуются различные изображения животных, людей и т.д.
Строительство (по собственному замыслу)
Сочетание разных видов построек –
дороги, туннели, мосты, горки, домики,
забор и т.д.
Используется дополнительный
природный материал, игрушки.
ИГРЫ С ПЕСКОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
«Узоры на песке»
Дети тонкой струйкой высыпают песок на асфальт, землю, цветную бумагу, делая разные узоры.
«Золотоискатели»
Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.
ИГРЫ С ПЕСКОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
«Отгадай ребус»
Нарисовать на песке картинки, зашифрованного детского четверостишья (например «Мишка косолапый по лесу идет…»).
ИГРЫ С ПЕСКОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
«Взрыв»
Дети закапывают в сухой песок руку одного из игроков. Задача заключается в том, чтобы раскопать руку не дотрагиваясь до неё, иначе будет «взрыв» (свойство сухого песка - сыпучесть).
«Броськамешек»
В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.
Оборудование для игр с водой
небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики;
лейки, баночки разной формы, ведерки;
плавающие и легко моющиеся игрушки;
водяные мельницы, воронки;
водные пистолеты, брызгалки
и так далее.
Игры с водой
«Дальнее плавание»
Бумажные или другие самодельные кораблики спустить его на воду в таз. Показать как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Устройте соревнования чей кораблик уплывет дальше.
ИГРЫ С ВОДОЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
«Рыбалка»
Пластмассовые рыбки с металлической серединкой бросить в таз с водой. И предложить поиграть в рыбалку. Например: кто быстрее, или кто больше наловит рыбы магнитной удочкой (можно сачком).
ИГРЫ С ВОДОЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
«Весёлые фонтанчики»
Предлагают соединить трубочки с воронками. Наливая воду в воронку, наблюдаем, как бьют весёлые фонтанчики.
«Кто скорее наполнит стакан»
Попросить наполнить два одинаковых сосуда разными мерками (большой и маленькой) или с помощью губок.
«У кого вода перельётся быстрее»
Надо перелить одинаковое количество воды в бутылочки с помощью воронок разного размера.
«Тонущий корабль»
На поверхность воды в таз положите мыльницу, миску или небьющуюся тарелку. Затем покажите детям, как из лейки тонкой струйкой лить в нее воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей емкости достигнет критического и она начнет крениться и тонуть.
И в заключении..
Чтобы расширить содержание игры с песком и водой, необходимо заботиться об обогащении детских впечатлений (экскурсии, целевые прогулки, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений и т.д.). Ребята получают представление о различной архитектуре зданий, особенностях сооружений, о видах транспорта, о людях разных профессий.
Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство и игры детей. Они показывают приемы работы с материалом, помогают ребятам развивать сюжеты игр, поддерживают изобретательность, стремление к творческому поиску.
Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у дошкольников сообразительность, смекалку, творчество, так организовать их деятельность, чтобы в играх с песком и водой кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.