Формирование навыков конструирования и технического творчества детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыков конструирования и технического творчества детей старшего дошкольного возраста
В данной презентации представлены: характеристика детей старшего дошкольного возраста; методы и приемы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста ( и в частности конструкторской деятельности); образовательные, развивающие, воспитательные задачи, реализуемые в данном возрасте (и в частности на занятиях по формированию навыков технического творчества); методические рекомендации по организации конструкторской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков конструирования и технического творчества детей старшего дошкольного возраста»
Возрастные особенности старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Исполнители: студентки 4 ДО группы Пульникова Ю.М Кулагина Н.А Никулина Е.А
Возрастные особенности детей
В данном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети становятся все более активным в познании: познают мир, окружающих его людей и себя, что позволяет выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: р. самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.
Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах ( при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке. Взрослый следит за безопасностью детей, заботится о смене двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.
Восприятие
Продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок: - легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; - выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; - ориентируется на листе бумаги.
Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие ребенком.
Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.
Память
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.
Внимание
Становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей и условий обучения.
Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.
Речь
Благодаря активно развивающейся памяти становится доступным чтение с продолжением.
Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь.
Мышление
Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.)
К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
Способность к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления.
При группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
Воображение
Развитие воображения позволяет сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.
Задачи конструктивной деятельности для детей 5-6 лет
Образовательные задачи:
Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструктора;
Научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций;
Научить создавать сюжетные конструктивные образы;
Помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира;
Научить выделять образ в различных геометрических телах;
Совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;
Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;
Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость;
Выработать способность осознанно заменять одни детали другими.
Развивающие задачи:
Продолжить формировать чувства формы и пластики при создании конструкций;
Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику / статику в процессе конструирования;
Продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно – образного мышления, воображения, внимания, памяти;
Совершенствовать умение планирования своей деятельности;
Включить в словарь ребенка специальные понятия: «заменитель», «структура», «тектоника».
Воспитательные задачи:
Закрепить интерес к конструированию или конструктивному творчеству;
Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
Привить навык коллективной работы;
Методы и приемы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста
Наглядные
Методы 1- Наблюдение 2- Демонстрация наглядных пособий
Методы 1- Рассказ педагога. 2 - Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) . 3 - Беседа. 4 - Чтение художественной литературы.
Приемы 1 - Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ; 2 - Указание (целостное и дробное) ; 3 - Пояснение; 4 - Объяснение; 5 - Педагогическая оценка; 6 - Беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.)
Игровые
Методы 1 - Дидактическая игра 2 - Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы 1 - Внезапное появление объектов; 2 - Выполнение воспитателем игровых действий; 3 - Загадывание и отгадывание загадок; 4 - Введение элементов соревнования; 5 - Создание игровой ситуации.
Практические
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2 - Элементарные опыты, экспериментирование. Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3 - Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие конструкций. Это разнообразие обусловлено наличием определенной степени изобразительной свободы ребенка.
Для активизации конструктивного творчества детей необходимо использовать разнообразный стимулирующий материал, такой, как фотографии, картинки, схемы, способствующие поисковой деятельности. В ходе создания определенных образов конструктора должно быть как можно больше – и по элементам, и по количеству. Таким образом, дети учатся сочетать разнообразные конструкторы в своей работе.
Важно учить детей анализировать конструктивный материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить модель в будущей практической деятельности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправленность.
Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.
Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.