kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков конструирования и технического творчества детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены: характеристика детей старшего дошкольного возраста; методы и приемы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста ( и в частности конструкторской деятельности); образовательные, развивающие, воспитательные задачи, реализуемые в данном возрасте (и в частности на занятиях по формированию навыков технического творчества); методические рекомендации по организации конструкторской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков конструирования и технического творчества детей старшего дошкольного возраста»

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста 5-6 лет Исполнители:  студентки 4 ДО группы  Пульникова Ю.М  Кулагина Н.А  Никулина Е.А

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Исполнители: студентки 4 ДО группы Пульникова Ю.М Кулагина Н.А Никулина Е.А

Возрастные особенности детей В данном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети становятся все более активным в познании: познают мир, окружающих его людей и себя, что позволяет выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Возрастные особенности детей

В данном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети становятся все более активным в познании: познают мир, окружающих его людей и себя, что позволяет выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: р. самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки. Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами. Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах ( при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке. Взрослый следит за безопасностью детей, заботится о смене двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: р. самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.

Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах ( при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке. Взрослый следит за безопасностью детей, заботится о смене двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.

Восприятие Продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок:  - легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры;  - выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;  - ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух. Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Восприятие

Продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок: - легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; - выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; - ориентируется на листе бумаги.

Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие ребенком.

Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает  непроизвольная память.

Память

Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание Становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей и условий обучения. Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но  нужным делом в течение 20-25  минут. Помимо устойчивости  внимания, развивается  переключаемость и распределение  внимания.

Внимание

Становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Речь Благодаря активно развивающейся  памяти становится доступным  чтение с продолжением. Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Речь

Благодаря активно развивающейся памяти становится доступным чтение с продолжением.

Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.

Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь.

Мышление   Ведущее значение приобретает  наглядно-образное мышление, которое  позволяет решать более сложные задачи с  использованием обобщенных наглядных  средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков. Способность к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. При группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Мышление

Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.)

К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления.

При группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Воображение Развитие воображения позволяет  сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Воображение

Развитие воображения позволяет сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Задачи конструктивной деятельности для детей 5-6 лет Образовательные задачи: Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности; Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструктора;

Задачи конструктивной деятельности для детей 5-6 лет

  • Образовательные задачи:

Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;

Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструктора;

Научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций; Научить создавать сюжетные конструктивные образы; Помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира; Научить выделять образ в различных геометрических телах; Совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;

Научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций;

Научить создавать сюжетные конструктивные образы;

Помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира;

Научить выделять образ в различных геометрических телах;

Совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;

Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам; Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов; Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость; Выработать способность осознанно заменять одни детали другими.

Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;

Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость;

Выработать способность осознанно заменять одни детали другими.

Развивающие задачи:
  • Развивающие задачи:

Продолжить формировать чувства формы и пластики при создании конструкций;

Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику / статику в процессе конструирования;

Продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно – образного мышления, воображения, внимания, памяти;

Совершенствовать умение планирования своей деятельности;

Включить в словарь ребенка специальные понятия: «заменитель», «структура», «тектоника».

Воспитательные задачи:
  • Воспитательные задачи:

Закрепить интерес к конструированию или конструктивному творчеству;

Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;

Привить навык коллективной работы;

Методы и приемы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста Наглядные

Методы и приемы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста

Наглядные

  • Методы 1- Наблюдение 2- Демонстрация наглядных пособий
  • Приемы 1 - Показ способов действий; 2 - Показ образца.
Словесные

Словесные

  • Методы 1- Рассказ педагога. 2 - Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) . 3 - Беседа. 4 - Чтение художественной литературы.
  • Приемы 1 - Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ; 2 - Указание (целостное и дробное) ; 3 - Пояснение; 4 - Объяснение; 5 - Педагогическая оценка; 6 - Беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.)
Игровые

Игровые

  • Методы 1 - Дидактическая игра 2 - Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
  • Приемы 1 - Внезапное появление объектов; 2 - Выполнение воспитателем игровых действий; 3 - Загадывание и отгадывание загадок; 4 - Введение элементов соревнования; 5 - Создание игровой ситуации.
Практические

Практические

  • 1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
  • 2 - Элементарные опыты, экспериментирование. Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
  • 3 - Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие конструкций. Это разнообразие обусловлено наличием определенной степени изобразительной свободы ребенка.

Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие конструкций. Это разнообразие обусловлено наличием определенной степени изобразительной свободы ребенка.

Для активизации конструктивного творчества  детей необходимо использовать разнообразный стимулирующий материал, такой, как фотографии, картинки, схемы, способствующие поисковой деятельности. В ходе создания определенных образов конструктора должно быть как можно больше – и по элементам, и по количеству. Таким образом, дети учатся сочетать разнообразные конструкторы в своей работе.  Важно учить детей анализировать конструктивный материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить модель в будущей практической деятельности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправленность.

Для активизации конструктивного творчества детей необходимо использовать разнообразный стимулирующий материал, такой, как фотографии, картинки, схемы, способствующие поисковой деятельности. В ходе создания определенных образов конструктора должно быть как можно больше – и по элементам, и по количеству. Таким образом, дети учатся сочетать разнообразные конструкторы в своей работе.

Важно учить детей анализировать конструктивный материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить модель в будущей практической деятельности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправленность.

Большое внимание воспитатель должен уделять  играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.  Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.

Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никулина Екатерина Александровна

Дата: 02.03.2018

Номер свидетельства: 460445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Развитие детей в конструктивной деятельности с 5 до 6 лет."
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-dietiei-v-konstruktivnoi-dieiatiel-nosti-s-5-do-6-liet"
    ["file_id"] => string(6) "277012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452832206"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Программа краткосрочной образовательной практики «Пасхальный зайчик»"
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma_kratkosrochnoi_obrazovatiel_noi_praktiki_paskhal_nyi_zaichik"
    ["file_id"] => string(6) "375991"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483713935"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Добрые сказки- умные дети""
    ["seo_title"] => string(31) "proiektdobryieskazkiumnyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "302412"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457166005"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства