Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование рефлексии дошкольников»»
«Формирование рефлексии дошкольников»
Выполнила воспитательКГКП «Центр эстетического развития
ясли – сад № 15 «Бөбек»
Ельмуратова Т. А.
Составляющие рефлексивной деятельности
Формируемые УУД(универсальные учебные действия)
Формирование внутренней позиции дошкольника
Личностные
Самооценка на основе критериев
Эмпатия
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности
Рефлексия способов условий действий
Познавательные
Контроль и оценка результатов деятельности
Формирование и аргументация своего мнения
Планирование учебного сотрудничества
Коммуникативные
Рефлексия
- от латинскогоreflexio– обращение назад;
размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов);
самоанализ (толковый словарь русского языка);
- в педагогике: самоанализ деятельности и её результатов
Организация рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности
Цель
Организацион-
Содержание
ный момент и целеполагание
обеспечивает побуждение детей к деятельности
Актуализация ЗУН детей
выражается в выборе индивидуальной цели детей в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умений и навыков.
Это своего рода диагностический срез, позволяющий ребенку увидеть свой уровень подготовленности
Тема занятия
каждый ребенок для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
Помочь детям осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.
Завершающий этап
самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности
Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой
Происходит осознание детьми уровня освоения, способа действий, их продвижение.
Классификация
Этап занятия
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
в начале занятия
Задачи
Рефлексия деятельности
установление эмоционального контакта с группой
в конце занятия
в конце занятия
выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы
Рефлексия содержания учебного материала
этап изучения учебного материала
оценить активность каждого на разных этапах занятия, эффективность решения проблемной ситуации
выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Рефлексия
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬ
НОГО СОСТОЯНИЯ
Виды рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Оцени свою работу
на занятии
«Солнышко»
Моё настроение похоже на:
Солнышко ;
Солнышко с тучкой;
Тучку
Тучку с дождиком;
Тучку с молнией .
7
Рефлексия деятельности
«Лесенка успеха»
Применяю
(Умею)
Понимаю
Воспроизвожу
(Знаю)
Рефлексия содержания
«Поезд».
Вагоны поезда – этапы занятия.
Дети прикрепляют цветные фишки к вагончику, оценивая свою активность на каждом этапе занятия.
Рефлексия деятельности
3-4 ошибки
«Дерево успеха»
1-2 ошибки
Нет ошибок
Всё, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности -не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности:самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.