kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

От уровня  сформированности пространственных представлений у дошкольников во многом зависит успешность овладения чтением, письмом и другими видами деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи"»

1.Слайд Презентация «Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры» Учитель – логопед: Мельник И.Н

2.Слайд

Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

3.Слайд

Актуальность

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами; их неустойчивость; отмечается разрыв между наглядными и словесными компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов; прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности оптико – пространственных нарушений.

Это все ведет к школьной неуспеваемости, к таким ошибкам, которые появляются на разных языковых уровнях – на уровнях буквы, слога, слова. Фразы и текста (не способность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания), отрицательно влияет на лексико –грамматическую сторону речи, словесно – логическое мышление и понимание сложных лексико – грамматических конструкций.

Существует зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием трудностей в усвоении слоговой структуры слов.

Способность к пространственно- временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умения составлять рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями, со всей познавательной деятельностью в целом.


4 Слайд

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, что ведет к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Это все влияет на:

-Целостное восприятие объекта, буквы, цифры;

-Зрительно – пространственный анализ (определение количества элементов и их расположение относительно друг –друга);

-Ориентировку в последовательности выкладывания и написания элементов;

-Осуществление зрительного, слухового и кинестетического контроля.



5 Слайд

Для формирования пространственных представлений и понятий у дошкольников с речевыми нарушениями большое значение имеет коррекционно-развивающая среда, предполагающая комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:

  • на логопедических занятиях (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);

  • вне занятий (игра, прогулка, массаж, режимные моменты:. умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

  • в других видах деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

  • в совместной с родителями деятельности.

Такая среда позволяет корректировать и закреплять умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях.

6 Слайд

В стандарты дошкольного образования входит задача формирования ориентировки в пространстве, а вот в стандартах начального образования такой задачи уже нет, т. е. предполагается, что пространственные представления уже сформированы в дошкольном возрасте.

При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:

  • - обучение ориентировки в схеме собственного тела;

  • - обучение ориентировки в окружающем пространстве;

  • - обучение восприятию пространственных отношений между предметами;

  • - обучение ориентировке на плоскости

7 Слайд

(Далее мы поговорим о каждом направлении и какие игры и задания можно использовать в работе)

Ориентировка в схеме сообственного тела.

На этом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых, правых и левых его частях.

Уточнение и развитие с восприятия проводим по отношению к лицу, телу в целом и руке. Это является основой всего пространственного ориентирования, так как вначале ориентировка в пространстве, осуществляется на себе и от себя.

8 Слайд

Для закрепления схемы тела можно играть в игру

Игра «Ухо –нос»

9 Слайд

Игра «Аист»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

10 Слайд

Игра «Влево-вправо»

 

Предложить ребенку встать в середине комнаты и выполнить команды: «Вытяни левую руку перед собой. Повернись налево. Опусти левую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Подними правую руку. Повернись направо. Опусти правую руку. Сделай шаг влево, шаг вперед, шаг вправо и шаг назад».

Шаги можно заменить прыжками.

11 Слайд

Игра «В какой руке игрушка?»

Прячем игрушку, ребенок угадывает в какой руке?

Определение расположения левых и правых частей у человека, стоящего напротив, представляет особую трудность для дошкольника, так как ему необходимо представить себя в другом пространственном положении. Чтобы усвоить эти понятия, можно использовать упражнения:

– покажи правой рукой левый глаз у куклы, левое плечо, ногу;

– положи книгу слева от куклы, которая напротив тебя, а ручку справа;

– скажи, какие предметы в правой руке у девочки, а какие – в левой (рассматриваем две картинки, на которых девочка стоит к нам лицом и спиной).

Эти упражнения помогут избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр.

12 Слайд

Удобнее всего использовать небольшие игрушки.

Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу".

Примеры заданий.

 

1. Поставь на столе перед собой собачку.

 

2. Справа от себя поставь мишку.

 

3. Позади себя поставь машинку и т. д.


Так же с удовольствием дети выполняют практические задания обводят свои ладошки, затем рисуют на правой руке кольцо, метку, а на левой часы, сердечко и.т.д

13 Слайд

(Следующее направление)

Обучение ориентировке в окружающем пространстве

После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела. Нужно проводить упражнения на определения направлений в пространстве. Для этого целесообразно использовать различные игры «Куда пойдешь. Что найдешь?»

Игра «Заводная кукла»

Детям предлагают представить, что они заводные куклы, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора.

«Куклы, сделайте два шага вперед, поворот направо; руки за спину, один шаг назад; поворот налево, три шага вперед; руку правую вверх, левую к плечу и.т.д

14 Слайд

Игра «Не зевай!»

Это –правая рука.

Это –левая рука.

Справа – шумная дорога.

Слева –быстрая река.

Повернулись мы и вот

Стало все наоборот.

Слева –шумная дорога,

Справа –быстрая река.

Неужели стала левой

Наша правая рука?

15 Слайд

Игра «Где я?».

На игровом пространстве группы располагают объекты: домик из напольных модулей, светофор, ёлку, дуб. Объекты могут быть разными, в зависимости от наличия их в группе. Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей, в ходе которой детям даётся инструкция по расположению относительно каждого объекта. Простой вариант заданий:

-встань перед домиком,

-за домиком,

-справа, слева от дома,

- между домом и светофором и т.д.



16 Слайд

Игра «Геометрическая панорама»

Развивает моторику, закрепляет названия цветов, геометрических фигур. Располагая фигуры, ребёнок определяет месторасположения каждой, используя основные понятия «за», «перед», «справа», «слева», «между».

17 Слайд

Обучение восприятию пространственных отношений между предметами

Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частях в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребление предложно падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами. Работа осуществляется в процессе развития понимания речи. Расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматических средств языка, развитие связной речи. Работа над предлогами рассматривается, как основная часть работы. В связи с этим работа начинается с предлогов, имеющих пространственное значение : В, НА, ПОД. Затем отрабатывают предлоги ЗА, К, ОТ, ПО,С,ОКОЛО,НАД,ЧЕРЕЗ и др…

Для лучшего условия значений предлогов очень полезны упражнения с употреблением предлогов с противоположным значением. Например: «Дети идут в школу» «дети выйдут из школы».

18 Слайд

Игра «Новоселье»

Предложить рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился, называют соседа слева или справа.

19 Слайд

Ориентировка на плоскости.

Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть середину, центр, верхняя и нижняя сторона, верхний правый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Здесь нужно научить детей выполнять действия с помощью предметов, игрушек и сообственного тела.

Трудности формирования можно облегчить с помощью игр:

20 Слайд

Игра «Помоги мышонку»

Предложить детям спрятать мышонка от кошки, выбрав свободный домик, дети называют где они спрячут мышонка.

«Я спрячу мышонка в правом верхнем углу» и.т.д

21 Слайд

(еще одна очень хорошая игра)

Нужно взять чистый лист плотной белой бумаги и нарисовать на нем следующее, сопровождая действия речью: «Сейчас мы рисуем дом. Он большой и находится в центре. Скажи, где находится дом? Правильно, он находится в центре. В левом верхнем углу нарисуем солнышко. Где нарисовали солнышко? Правильно, в левом верхнем углу». Далее таким же образом ребенка знакомят и с другими понятиями. « Слева от дома нарисуем ель, а справа цветок». Затем у ребенка можно спросить, где находится тот или иной предмет, изображенный на рисунке. Закрепить усвоенные представления можно с помощью различных заданий. Например: ребенка просят расположить в центре листа круг, вверху квадрат, внизу овал, справа треугольник, слева прямоугольник.

Важно, не забывать о речевом оформлении задания.

22 Слайд

Графические диктанты (Рисование по клеточкам)

 В результате графической деятельности должны получиться конкретные изображения.

Графический диктант - это не совсем обычный диктант. Это больше игра для ребенка, чем обучение. В нём дети под диктовку взрослого ведут линию на клеточной бумаге. Взрослый говорит, например: проведи линию вправо на 2 клеточки, теперь вверх на 1 клетку и вниз на 5 и т. д. Если ребенок точно выполняет задание , у него должен получиться определенный рисунок или узор, что и служит в итоге показателем выигрыша. В таких упражнениях совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов.

23 Слайд

Игровое упражнение «Слоник заблудился» (с камешками Марблс)

В этом упражнении формируется понятие «клетка», что является предпосылкой работе в тетрадях в клетку.

Примеры заданий. Посади слоника в:

-первый ряд в третью клетку слева и.т.д

24 Слайд

Игровое упражнение «Геометрическая мозаика».

Для игры потребуется чистый лист бумаги формата А-4 и набор геометрических фигур. В этом упражнении закрепляется знание геометрических фигур, навыки отсчёта предметов, вычислительные операции.

Задание: разложи на верхней части листа столько кругов, сколько раз я стукну молоточком. На правую часть листа столько же треугольников, на нижнюю часть листа положи на 2 квадрата меньше, чем треугольников, на левую часть листа столько овалов, сколько квадратов.

25 Слайд

Можно использовать в своей работе
- иллюстрационный материал пособия «Вправо-влево, вверх-вниз» из серии «Умные книжки» для детей по возрастам;
- интересный и доступный материал для занятий по ориентировке в пространстве из серии «Папка дошкольника». Графические диктанты.

25 Слайд Спасибо за внимание!

Подводя итог, можно сказать, что на основе специально организованных коррекционно-развивающих занятий и дидактических игр и упражнений можно значительно улучшить восприятие и воспроизведение различных свойств пространства. В результате чего можно избежать многих специфических трудностей связанных с обучением у детей с общим недоразвитием речи.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи"

Автор: Мельник Ирина Николаевна

Дата: 12.12.2021

Номер свидетельства: 594404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "« ФОРМИРОВАНИЕ    ГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ      ДЕТЕЙ       У  С  НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-grafichieskikh-navykov-dietiei-u-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "242142"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445405391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "« ФОРМИРОВАНИЕ    ГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ    У  ДЕТЕЙ С  НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-grafichieskikh-navykov-u-dietiei-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "242144"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445405849"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "КОНСУЛЬТАЦИЯ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»."
    ["seo_title"] => string(75) "konsul_tatsiia_siensornoie_vospitaniie_dietiei_s_riechievymi_narushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "342569"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473185563"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "ФОРМИРОВАНИЕ   ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ  РЕЧИ. "
    ["seo_title"] => string(54) "formirovaniie-lieksiko-grammatichieskoi-storony-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208228"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430755102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "ВЫСТУПЛЕНИЕ  ТЕМА:  «Формирование коммуникативной компетентности учащихся       с ЗПР в первом классе» "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-tiema-formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-s-zpr-v-piervom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403117934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства