Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
В условиях рыночной экономики человеку необходимо быть финансово грамотным. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Поэтому важно помочь детям пяти -семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №13 «СОЛНЫШКО»
«ФОРМИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Презентацию подготовила
старший воспитатель – Хрякова Л.Н.
п. Лежнево, 2021 г.
« Деньги - это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче». Роберт Кийосаки
Экономическое воспитание — это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышения качества жизни
Экономическое образование - процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами
Национальная Стратегия Правительства Российской Федерации в области финансовой грамотности
Распоряжение Правительства РФ от 25. 09. 2017г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023г.г.»
В результате гражданин должен уметь:
планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности»;
рационально выбирать финансовые услуги;
избегать несоразмерных доходам долгов;
уметь отстаивать свои законные права;
быть способным распознавать признаки финансового
мошенничества;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Стратегия повышения финансовой грамотности.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Экономическаякультураличностидошкольникахарактеризуетсяналичием первичныхпредставленийобэкономическихкатегориях,интеллектуальных инравственныхкачествах(бережливость,рачительность,смекалка, трудолюбие, умение планировать дела осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Нормативно-правовое обеспечение.
Распоряжение Правительства РФ от 25 0 9 2017 № 2039 -р «Стратегия
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 -2023
годы»
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (ред. от 06.0 2.2020) «Об
образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 17.1 0.2013 № 1155 (ред. от 21.0 1.2019) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
Распоряжение Правительства РФ от 24.1 2.2013 №2506 -р “О концепции
развития математического образования в Российской Федерации”
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
программа дошкольного образования для детей 5–7 лет (Банк России. Министерство науки и образования РФ
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образованиядля детей 5-7 лет
Актуальность и цель программы:
В условиях рыночной экономики человеку необходимо быть финансово грамотным. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.
Цель программы: помочь детям пяти -семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи программы:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ведущие принципы:
Ведущиепринципы программы:
- учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников;
- повышение мотивации у дошкольников к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности;
взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания;
Комплексныйподход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
Планируемые результаты освоения программы:
Дети адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу,
пытаются исправить свою или чужую оплошность;
любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным пожилым людям, ко всем живым существам, бережно
относятся к природе;
с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Содержание Программы:
Содержание Программы способствует социально коммуникативному и познавательному развитию детей.
Содержание Программы представлено 4 разделами .
Разделы программы:
Схема разделов примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования по экономическому воспитанию дошкольников
Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее
место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;
Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный,
щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Проектная деятельность
интеллектуальные игры и развлечения
тематические занятия
Формы, методы, способы и средства реализации программы:
сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры
чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок
беседы
1 раздел«Труд и продукт труда (товар)»Проект:«Все профессии важны».2 младшая группа «Пчелки»Воспитатель – Груздева Наталья Владимировна
2 раздел«Деньги и цена (стоимость)»Проект «Дети и деньги».Подготовительная группа «Лучики»Воспитатель – Пыхова Светлана Геннадьевна
3 раздел«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»Проект «Рекламное агентство».Подготовительная группа «Лучики».Воспитатель – Фадеева Людмила Артуровна
4 раздел«Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Формирование основ финансовой грамотности детей разновозрастной группы через использование сюжетно-ролевых игр – старшая разновозрастная группа «Веснушки», воспитатель-Лаптева Ольга Михайловна
Элементы финансовой грамотности
на логопедических занятиях – учитель-логопед Доставалова Екатерина Владимировна
Работа с родителями. Проект «Азбука финансов для малышей и их родителей», средне-старшая группа «Одуванчики» , воспитатель Соловьева Ольга Вячеславовна
Развивающая предметно -пространственная среда.-Создание центров финансовой грамотности в группах.
Развивающая предметно -пространственная среда.-Дидактические игры для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников – воспитатель Новичкова Марина Владимировна.
Произведения художественной литературы
Сказки, отражающие труд людей:
«Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Умный работник».
Сказки о деньгах:
К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета», грузинская сказка «Заработанный рубль», русская народная сказка «По копейке блёстка».
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Сказки о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»