kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста


Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Разработанное комплексно - тематическое планирование по формированию финансовой грамотности для детей от 4 до 7 лет включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, в ходе НОД, их продолжительность составляет 20-30 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада. Занятия по экономике даются в различных формах: занятия-экскурсии, занятия-викторины, занятия-путешествия и т.д, по следующим темам:

1.История денег.

2.Что такое деньги.

3.Номиналы денег.

4.Хранение денег.

5.Заработок и трата денег.

6.Экономия.

7.Магазины.

8.Реклама.

9.Бюджет семьи.

10.Способы накопления.

Данные темы включаю в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами различных стран;

  • Решение проблемных ситуаций;

  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка» и т.д.

  • Организация развивающих игр («Кому, что нужно для работы», игры с по продвижению продукта);

  • Решение арифметических задач, кроссвордов;

  • Чтение художественной литературы;

  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях;

  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия;

  • Игровые упражнения для развития математических способностей.

Для достижения положительных результатов в работе, применяются самые различные методы, приемы и средства обучения, создавая наилучше условия для развития финансовой грамотности. Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя:

  • Календарно-тематическое планирование работы с детьми;

  • Занятия с детьми дошкольного возраста, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Главная образовательная и воспитательная задача  в детском саду –  дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Заниматься финансовой грамотностью  детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.


Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по формированию финансовой грамотности для детей от 4 до 5 лет


Месяц

Тема

Содержание

Формы и методы

Работа с родителями

Без труда нет жизни на земле

Сентябрь

Труд-основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близ­ких людей, друзей, домаш­них питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо.

Беседы: «Моя семья», «Кем работают мои родители»,

«Домашние обязанности каждого члена семьи».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Те­матический стенд о труде.

Игра-со­ревнование «Мои домашние обязан­ности»

Чтение и обсужде­ние пословиц и поговорок о труде.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Дидактическая игра «Домашние помощники»

Настольно-печатная игра «Наведем порядок».

Игра-драматизация по сказке «Колосок».

Чтение художественной литературы: «Крошечка - Хаврошечка», «Коза-дереза»,

М.С. Пляцковский «Счастливый день»,

В. Осеева «Волшебное слово».

Просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги»

Рассматривание купюр и монет.

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Беседа «Трудовое воспитание детей»

Предложить родителям (по возможности) совершить экскурсию вместе с детьми на свою работу. Или рассказать о собственной работе ребенку.

Папка-передвижка

«Домашние обязанности детей».

Привлечь родителей к изготовлению альбома «Наша семья трудится».

Памятка для родителей «Деньги».

Чтение художественной литературы: «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л

Просмотр мультфильма с детьми «Все профессии нужны, все профессии важны»


Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Учить распределять роли и действовать, согласно принятой себя роли; уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме «Магазин»;

научить детей умению обращаться к продавцу;

воспитывать культуру общения, учить детей отвечать на вопросы.

Беседа «Какие магазины бывают?»

Рассказ воспитателя о профессии продавца, кассира.

Беседа о работе продавца

Повторить с детьми виды деятельности продавца, кассира, охранника, директора магазина.

Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактические игры: «Магазин», «Кем быть?», «Кто что делает», «Один и много», «Волшебный мешочек».

Настольно-печатная игра: «Что есть в магазине?»

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха-Цокотуха»,

Е. Пермяк «Мамина работа»

Папка-передвижка «Мы идем за покупками».

Предложить родителям вместе с детьми регулярно совершать совместные походы в магазин. Дать ребенку возможность самому выбирать товар из их списка, предложить ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

Привлечь к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре (кассовый аппарат, накидки для продавцов, кошельки, из соленого теста хлебобулочные и кондитерские изделия, монет из соленого теста, купюр).

Привлечь родителей к созданию мини-музея монет и банкнот.


Ноябрь

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Формировать представления детей о профессиях сотрудников детского сада, трудовых процессах выполняемых каждым из них. Расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают: воспитателя, помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, музыкального работника, плотника и др.

Воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.


Беседа о профессиях сотрудников детского сада.

Рассматривание иллюстраций по теме «Труд взрослых в детском саду».

Презентация о сотрудниках нашего детского сада.

Экскурсии:

«В гости к прачке», в медицинский кабинет, на пищеблок, в кабинет музыкального руководителя и т.д..

Наблюдение за трудом помощника воспитателя, дворника.

Дидактические игры: «Помощники повара», «Кому, что нужно для работы?», «Что должно быть в аптечке»

«Найди правильно»

Игра-драматизация по стихотворению А. Барто.

Загадывание загадок по теме.

Чтение художественной литературы:

Е. Яниковская «Я хожу в детский сад»,

Н. Артюхова «Компот»,

С.Беляева «Спасибо поварам»,

В. Мирясова «Стихотворение про повара», Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», А.Кузнецова «Кто умеет», Е.Груданов «Наша нянечка»

Консультация для родителей «Нужна ли ребенку дошкольного возраста финансовая грамотность?»

Предложить родителям, при посещении детского сада, обратить внимание детей на работу сотрудников данного учреждения.

Чтение художественной литературы:

К.И.Чуковский «Айболит»,

И.Демьянов «Я теперь совсем большая»,

Лика Разумова «Повар», О.Емельянова «Повар» Е. Благининой «Приходите, поглядите».

Просмотр мультфильма «Про Веру и Анфису в детском саду»

Привлечь к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах. Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы - заместители и атрибуты.

Беседа «Что такое кафе?»

Беседы о труде работников столовых и кафе.

Рассказы детей из личного опыта.

Беседы и занятия по этикету.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Дидактические игры: «Кто есть кто»,

«Кто что делает?»,

«Вежливые слова».

Игра «Угадай профессию»

Мини-спектакль «Кулинарный поединок»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»,

«День рождения кота Леопольда»,

венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

Тематическая памятка для родителей «Потребности и желания»

Памятка «Правила поведения за столом»

Предложить родителям по возможности вместе с детьми посетить кафе, обратить внимание на работу официантов, администратора кафе.

Привлечь к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Папка-передвижка «Мы копим».

Привлечь к участию в конкурсе-выставке «Семейная копилка».

Январь

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»


Помочь создать игровую обстановку, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважение к труду водителя и кондуктора.

Беседа о том, кто управляет транспортом.

Беседа на тему «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте,

Беседа «Правила поведения в транспорте.

Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт».

Настольно-печатная игра «Транспорт»

Игра «Четвертый лишний»

Упражнение «Собери автобус»

Совместно изготовление с детьми билетов для сюжетно-ролевой игры.

Постройка автобуса из модулей

Загадки о транспорте.

Малоподвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Чтение художественной литературы: «ПДД для детей. Нескучные советы для ваших чад» ред. О. Усольцева

Памятка для родителей «Труд».

Предложить родителям наблюдать вместе с детьми за автобусами на улице. Например, на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и кондуктора.

Февраль

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.)

Проблемная ситуация «Хочу – надо» (учить определять по карточкам разницу между понятиями «хочу» и «надо»).

Сюжетно-ролевая: «Парикмахерская» («Салон красоты»).

Игры «Вот так заработали!», «Услуга или товар?»

Игра «Что перепутал художник?» (изображения людей разных профессий).

Рассматривание иллюстраций по теме «Профессии» Просмотр мультфильма с детьми. Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?»

Загадки по данной теме.

Чтение художественной литературы:

Беседа «Труд в семье»

Чтение художественной литературы: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Привлечь родителей к созданию мини-музея монет и банкнот.

Привлечь родителей к конкурсу проектов «Трудиться полезно и почетно»

Март

Все работы хороши, выбирай на вкус.

Продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях.

Продолжить знакомство с экономическими категориями «труд», «продукт», «профессия», «специальность», «потребности».

Беседа «Продукты труда: товары и услуги».

(Продукты труда используются человеком для себя или для продажи товара)

Сюжетно-ролевая игра: «Почта».

Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается»,

«Угадай профессию по продукту труда».

Настольно печатная игра «Кем быть?».

Викторина «Угадай профессию»,

Загадки на тему «Все профессии важны, все профес¬сии нужны»

Чтение художественной литературы:

С. Севрикова «Про дворника»,

В. Маяковский «Кем быть?»,

С. Маршак «Почта»

Консультация «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Чтение художественной литературы: С. Михалков “Парикмахер”, “Дядя Степа”.

Родительский клуб: «Вместе за покупками».

Апрель

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Игра «Для чего нужны деньги?».

Дидактическая игра «Где хранятся деньги?».

Игра «Собери целое из частей» (монетка и купюра)

Игра «Посчитаем деньги».

Игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя?»

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».

Чтение художественной литературы:

сказка «Буратино»

сказка «Три поросенка».

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем – рисуем.

Памятка для родителей «Сбербанк для родителей»

Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» или «Кем я буду, когда вырасту»

Проект «Азбука финансов»

Май

Мини-спектакль

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Профессии» и «Кем работают мои родители».

Игра «Отгадай профессию

по описанию».

Разобрать смысл пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Чтение художественной литературы: сказка «Дудочка и кувшинчик»,

В. Сутеев «Кот-рыболов»

Памятка для родителей «Как воспитать ребенка успешным».

Привлечь родителей к изготовлению необходимой атрибутики мини- спектакля «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Фотоотчёт «Как я маме помогаю»




Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по формированию финансовой грамотности для детей от 5 до 6 лет


Месяц

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы

Работа с родителями

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

Сентябрь

1.

Как придумали деньги


Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Беседа

Чтение народной сказки «Мена», обсуждение

Презентация «Путешествие в прошлое денег»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 1 «Что такое деньги?»

Дидактическая игра «Все по полочкам».

Памятка «Деньги»


Консультация «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность»



2.

Как придумали деньги


Продолжаем закреплять понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Беседа

Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Муха – Цокотуха»

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 2 «Цена и ценные вещи»

Настольная игра

«Профессии»

Папка-передвижка «Наша семья трудится».

Октябрь

3.

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся


Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа

Игра «Нарисуем деньги для нашей группы» Рассматривание кассового аппарата

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

Дидактическая игра «Что продается в магазине?»

Настольная игра «Конфетки и монетки»

Консультация «Правила карманных денег»




4.

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграж­дение за честный труд, за­работная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом

Беседа

Ситуационные задачи Чтение рассказа «Отец и сын», сказки «Трудовые деньги», обсуждение

Игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,

Лучшая карта-маршрут «Путешествие монетки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)

Дидактическая игра «Чей труд»

Настольная игра «Финансовый гений»

Буклет «Как научить детей контролировать свои финансы»


Рассказ для родителей «Отец и сын»


Консультация «Когда Вы пользуетесь банкоматом».




5.

Где живут деньги.

Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Беседа

Чтение сказки «Где живут денежки?», обсуждение

Игра «Денежкин домик» Сюжетно-ролевая игра

«Мини-банк»

Виртуальная

экскурсия в банк

(рассматривание плаката

с изображением

внутреннего устройства

банка)

Чтение стихотворения

А. Барто «Хищница»

Папка – передвижка «Мы идем в банк»


«Клуб выходного дня».


Памятка «Деньги»

Ноябрь

6.

Мини-спектакль

«Зайкина находка»

Закрепляем понятие деньги

Интерактивный

мини-спектакль

Дидактическая игра «Что откуда берется?»

Настольная игра «Все профессии важны»


Памятка для родителей «Как воспитать ребенка успешным»


Фотоотчёт «Как я маме помогаю»


Родительское собрание «Дети и деньги».


Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)

Покупаем, продаем и обмениваем

Декабрь

7.

Потребности и желание

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности

Беседа

Ситуационные задачи Чтение рассказа Л.Стахович «Про капризного Артёма», обсуждение

Исследование: что необходимо человеку для жизни

Игра «Выбираем самое важное»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 3 «Семейный бюджет»

Настольная игра «Я покупатель»


Консультация

для родителей «Должен ли ребенок иметь карманные деньги»


Родительский клуб: «Семейный бюджет».


8.

Потребности и желание

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности

Беседа

Ситуационные задачи

Отгадывание загадок

Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»

Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей (названий отделов и вывесок).

Дидактическая игра «Магазин»

Просмотр слайдов с фотографиями различных магазинов нашего города.


Экскурсия в магазин одежды, наблюдение за работой продавца.


Памятка «Покупаем. Потребности желания»


9.

Мини-спектакль

«Желание Волчонка-Зубастика»

Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить?

Интерактивный

мини-спектакль

Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек»

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. «Магазин игрушек»


Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)


Поделиться с ребенком воспоминаниями о том, как они преодолевали жадность

Январь

10. Где покупают и продают разные товары


Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Беседа

Тематический стенд «Куда мы ходим за покупками»

Дидактическая игра «Что угодно для души».

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы серия 4 «Карманные деньги»

Родительское собрание «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами».


Папка – передвижка «Покупаем. Потребности и желания»

Февраль

11. Где покупают и продают разные товары


Продолжаем знакомить с торговыми предприятиями: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Игра «Где что купить?»

Ситуационные задачи

Дидактическая игра «Путаница», «Четвертый лишний»

Настольная игра

«Профессии»

Памятка «Где что купить?»


Папка - передвижка «Мы идем за покупками»


12. Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, кле­им, вырезаем, лепим и пр.

Творческо-трудовая

деятельность

Чтение сказки «Хранители бюджета»

Просмотр мультфильма «Так сойдёт».

Познавательный квест «Где и кем работает мама»



13. Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар – стоимость - цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену


Беседа «Как складывается стоимость товара»

Чтение стихотворения К. Чуковского «Муха цокотуха»

Игра «Сколько это стоит?»

Дидактическая игра «Что сколько стоит?».

Настольная игра «Территория фермеров»

Поход в супермаркет с ребенком «Квест в супермаркете» (Предложите ребенку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.)


Март

14. Выгодно -невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Беседа

Ситуационные задачи Игра «Выбираем: дорого - дёшево, выгодно -невыгодно»,

Чтение сказки В.Сутеева «Что это за птица?» обмен, сказки «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама»

Чтение рассказа

Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Памятка для родителей «Учим правильно тратить»


Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»


Познавательный квест «Где и кем работает папа»


Апрель

15.

Русская ярмарка

Ярмарка и её атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее

Игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои поделки, торгуемся, обмениваемся, за­ключаем торговые соглашения, веселимся. Проект «Этой ярмарки краски»

Мини-спектакль на тему «Лесная ярмарка»

Дидактическая игра «Что сколько стоит».

Настольная игра «Я выбираю»

Памятка для родителей «Учим зарабатывать»


Игра-праздник «Русская ярмарка»


Тратим разумно, сберегаем и экономим

Апрель

16. Тратим разумно, экономно

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам

Беседа

Чтение современной сказки «Хранители бюджета»

Игра «Деньги получили - ерунды накупили», Викторина «Разумные траты сказочных героев»

Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

Лабиринты «Найди не выключенный прибор»

Памятка для родителей «Платные поручения»




17.

Тратим разумно, экономно

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам


Беседа

Загадки: «Угадай, кто это?»

Раскрашивание книжки - раскраски к рассказу Н.Носова «Заплатка»

Лабиринты «Экономь

электроэнергию - включай электросчетчик»,

Памятка для родителей «Платные поручения»





18.

Мини-спектакль

«Хочу и могу»

Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявля­ется в тесной взаимосвязи желаний и реальных воз­можностей по их осущест­влению.


Интерактивный

мини-спектакль

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 5 «Умение экономить»

Дидактическая игра

«Давай положим в корзину»

Сюжетно - ролевая игра

«Кафе»

Памятка для родителей «Как воспитать ребенка успешным»


Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)



Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по формированию финансовой грамотности

для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношений


Месяц

Тема

Содержание

Формы и методы

Работа с родителями

Тратим разумно, сберегаем и экономим

Сентябрь

    1. Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо ко­пить и сберегать, как можно копить, копить не­просто, но полезно, ответ­ственно и важно.

Ситуационные за­дачи

Обсуждение

Игра «Копим и сберегаем»

Чтение и обсужде­ние пословиц и поговорок, И.Ревю «Бережливая птица»

Дидактическая игра «Дорого – дешево»

Рассматривание иллюстраций «Кто долго спит, тот денег не скопит»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. Серия 6 «Работа и зарплата»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Папка – передвижка «Мы копим»


Памятка «Тратим разумно, сберегаем»


Практика «Совместные покупки»




2.

Мини-спектакль «Мишкина копилка»

Закрепляем понятия: от­кладывать, копить, сбе­регать. Обыкновенная ко­пилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести жела­емую вещь, научит эконо­мить и даст возможность распоряжаться личными деньгами




Интерактивный мини-спектакль

Чтение и обсужде­ние басни Леонардо да Винчи «Муравей и пшеничное зерно»

Дидактическая игра «Бюджет»

Рассматривание картинок в папке «Деньги»: «История денег в России»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Продукты»

Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…»

Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)


Памятка «Расскажите ребенку, для чего нужна копилка»


Познавательный маршрут «Продуктовый магазин»

Октябрь

3.

Творческое занятие «Наша мастерская»

Развивать у детей потреб­ность радовать близких до­брыми делами, экономить, беречь свои вещи

Дети занимаются посильным ремон­том игрушек и пр., в том числе при­несённых из дома.

Делают поделки и экономят матери­ал: бумагу, краски, пластилин и пр.

Чтение и обсужде­ние

отрывка из стихотворения Г.Ладонщикова «Едем на дачу», стихотворения С.Михалкова «Строим»

Игра «Что мне для этого

нужно?»

Дидактическая игра «Умелые руки»

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Консультация для родителей «Школа для родителей»


Разобрать смысл пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»


Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки"






4.

Мини-спектакль

«День рождения»

Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или масте­рить с умом. Бережливость, экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направ­лены на достижение кон­кретных целей), результа­там труда; забота, умение делиться и отдавать, в слу­чае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсо­лютно бескорыстно.

Интерактивный

мини-спектакль

Чтение и обсужде­ние притчи «Философия Генри Форда»

Рассматривание картинок в папке «Деньги»: наличные,

безналичные

Сюжетно-ролевая игра «В магазин за подарками»



Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)


Оформление мини-музея «Монеты, купюры»



Учимся занимать и отдавать долги

Ноябрь

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взай­мы на время, одолжить - дать что-то взаймы на вре­мя

Беседа

Ситуацион­ные задачи Игра «Занять и одол­жить»

Чтение обсуждение пословиц и поговорок о заимствовании

Дидактическая игра «Сдача»

Рассматривание картинок в папке «Деньги»: наличные,

безналичные, функции денег, виды денег

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Рассматривание иллюстраций по теме «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Беседа «Финансовая грамотность начинается в семье»


Папка – передвижка «Занимаем и одалживаем»


Изготовление атрибутов к игре: «Супермаркет»


6.

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придави­ли». Выясняем, что долг может быть не только де­нежным, невыполненные обещания - это тоже долг

Чтение и обсужде­ние

рассказа В. Осеевой «Долг»

Чтение и обсужде­ние

поговорок «Бойся долгов как лихих врагов», «Долги к земле придавили»

Дидактическая игра «Что важнее?»

Продуктивная деятельность (изготовление банкнот и банковских карточек)

Сюжетно-ролевая игра «Булочная»


Памятка «Долг. Ответственность»


Познавательный маршрут «Продуктовый магазин»



Декабрь

7.

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обя­зан вовремя вернуть (воз­вратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не за­нимать. Долг - это серьёз­ное обязательство

Чтение и обсужде­ние

пословиц:

- Умей взять, умей и отдать!

- Бери да помни! Не штука занять, шту­ка отдать.

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

Дидактическая игра

«Потребность – возможность»

Сюжетно-ролевая игра «Фермер»


Консультация «Как научить ребенка экономить деньги?»




8.

Мини-спектакль

«Долг платежом красен»

Закрепляем понятия: зани­мать, одалживать, долг, должник

Интерактивный

мини-спектакль

Дидактическая игра «Какие бывают доходы?»

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия»

Рассматривание «Кто кем работает?»


Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)

Учимся планировать


9. Все по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. За­кладываем основы пла­нирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время

Беседа

Игра «Составляем план покупок»

Чтение рассказа Л. Стахович «План»

Дидактическая игра «Нужные покупки»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Оригами «Кошелек для денег»


Беседа «Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания»


Папка – передвижка «Мы планируем»


Январь

10.

Все по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. За­кладываем основы пла­нирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время

Беседа

Игра «Составляем план на следующий день»

Чтение

Дидактическая игра «Много - мало»

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

Папка – передвижка «Мы планируем»


Тематическая памятка «Планирование»


Экскурсия –

рассматривание

рекламы на баннерах.



11. Ставим цели

Воспитываем желание и умение ставить перед со­бой цели, строить планы, действовать по плану и до­стигать цели

Ситуационные за­дачи

Игра «Наши цели»

Тематиче­ский стенд «Наши цели»

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок

Дидактическая игра «Запланированная покупка»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 7 «Потребности и возможности»

Сюжетно-ролевая игра «Мини-банк»

Рассматривание иллюстраций «Профессии работников

банка: «Кассир», «Операционист»,

«Консультант», «Кредитный

специалист»

Консультация «Как не протранжирить карманные деньги?»

Участие в подготовке тематического стенда (рисунки, фотографии, материалы печатной продукции и пр.)

Февраль

12. Сделал дело - гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и пла­нировали, анализировать поступки, искать эффек­тивные решения, думать сообща

Игра «Сделал дело - гуляй смело»

Ситуационные задачи Обсуждение пословицы «Сделал дело - гуляй смело»

Дидактическая игра «Запланированная покупка»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»


Папка-передвижка «Мы планируем»

Тематическая памятка «Планирование»

Практика «Самостоятельная покупка»



13. Мини-спектакль

«Все по плану!»

Закрепляем понятия: план, планировать


Интерактивный

мини-спектакль

Дидактическая игра «Осознанный выбор»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 8 «Осторожно деньги!»

Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)


Богатство и бедность

Март

14. Хочу купить все!

Выясняем, что не всё про­даётся и покупается, глав­ные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь





Беседа

Ситуацион­ные задачи

Игра «Что нельзя купить?»,

Чтение и обсуждение рассказа Л. Стахович «Как Валюша бабуш­ке сон покупала», В.Сухомлинского «Котлетка – как камень»

Дидактическая игра

«Надо» и «хочу»

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 9 «Об экономике»

Памятка для родителей «Богатство и бедность»


Чтение художественной литературы: Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»


Апрель

15. Наше богатство

Формируем представле­ние о вечных ценностях: любви, доброжелательно­сти, милосердии, взаимо­помощи, которые наряду с денежным благополучи­ем позволяют воспитать целостную гармоничную личность

Беседа

Ситуацион­ные задачи

Чтение и обсуждение японской сказки «Бедные богатые», абазин­ская народной сказ­ки «Ум и бо­гатство»),

Конкурс про­ектов «Наше богат­ство»

Дидактическая игра «Что откуда берется?»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 10 «О банке»

Конкурс проектов «Наше богатство»


Чтение художественной литературы: С. Михалков «Как старик корову продавал»


Практика «Самостоятельная покупка»


16. Жадность

Разбираемся, что такое жадность и почему это пло­хо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало

Ситуационные зада­чи

Чтение и обсуждение по­говорок

Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Жадный мальчик»

Ми­ни-спектакль «Щедрый бедности не знает»

Дидактическая игра «Размен»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 11 «Кредиты и депозиты»

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Раскрашивание книжки- раскраски «Два жадных медвежонка»

Памятка для родителей «Как не вырастить жадину?»

Чтение художественной литературы: Эмма Мошковская «Жадина»

Май

17. Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пласти­лина

Чтение: Я. Аким

«Жадина», Т.Казырина «Жадина», В.Сухомлинский «Яблоко в осеннем лесу»

Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

Дидактическая игра «Услуги и товары»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 12 «Безналичные деньги»

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Конкурс рассказов на тему «Щедрость и жадность»


Познавательный

маршрут

«Банкомат»



18. Мини-спектакль «Бережливые друзья»

Осознаём, что бережли­вый человек всегда умеет трудиться, мастерить сво­ими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно. Он всегда увлечён процессом творчества и новыми ощущениями, занят генерацией новых идей, их реализацией, приготовлением новых блюд, исследованием новых возможностей экономии. Ему открыт простой, честный, весёлый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие - качества человека со здоровым отношением к деньгам

Интерактивный

мини-спектакль

Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

Рассматривание иллюстраций «Валюта разных стран»

Дидактическая игра «Доходы и расходы»

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 13 «Я вырасту богатым»

Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита)


Познавательный

маршрут «Банк»





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дементева Инна Владимировна

Дата: 31.03.2021

Номер свидетельства: 577183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства