Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Разработанное комплексно - тематическое планирование по формированию финансовой грамотности для детей от 4 до 7 лет включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, в ходе НОД, их продолжительность составляет 20-30 минут.
Занятие проводится в помещении группы детского сада. Занятия по экономике даются в различных формах: занятия-экскурсии, занятия-викторины, занятия-путешествия и т.д, по следующим темам:
1.История денег.
2.Что такое деньги.
3.Номиналы денег.
4.Хранение денег.
5.Заработок и трата денег.
6.Экономия.
7.Магазины.
8.Реклама.
9.Бюджет семьи.
10.Способы накопления.
Для достижения положительных результатов в работе, применяются самые различные методы, приемы и средства обучения, создавая наилучше условия для развития финансовой грамотности. Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя:
Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
Месяц | Тема | Содержание | Формы и методы | Работа с родителями |
Без труда нет жизни на земле |
Сентябрь | Труд-основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. | Беседы: «Моя семья», «Кем работают мои родители», «Домашние обязанности каждого члена семьи». Рассматривание иллюстраций по теме. Тематический стенд о труде. Игра-соревнование «Мои домашние обязанности» Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде. Сюжетно-ролевая игра: «Семья». Дидактическая игра «Домашние помощники» Настольно-печатная игра «Наведем порядок». Игра-драматизация по сказке «Колосок». Чтение художественной литературы: «Крошечка - Хаврошечка», «Коза-дереза», М.С. Пляцковский «Счастливый день», В. Осеева «Волшебное слово». Просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги» Рассматривание купюр и монет. Игра «Для чего нам нужны деньги?» | Беседа «Трудовое воспитание детей» Предложить родителям (по возможности) совершить экскурсию вместе с детьми на свою работу. Или рассказать о собственной работе ребенку. Папка-передвижка «Домашние обязанности детей». Привлечь родителей к изготовлению альбома «Наша семья трудится». Памятка для родителей «Деньги». Чтение художественной литературы: «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом». Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л Просмотр мультфильма с детьми «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Октябрь | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Учить распределять роли и действовать, согласно принятой себя роли; уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме «Магазин»; научить детей умению обращаться к продавцу; воспитывать культуру общения, учить детей отвечать на вопросы. | Беседа «Какие магазины бывают?» Рассказ воспитателя о профессии продавца, кассира. Беседа о работе продавца Повторить с детьми виды деятельности продавца, кассира, охранника, директора магазина. Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактические игры: «Магазин», «Кем быть?», «Кто что делает», «Один и много», «Волшебный мешочек». Настольно-печатная игра: «Что есть в магазине?» Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», Е. Пермяк «Мамина работа» | Папка-передвижка «Мы идем за покупками». Предложить родителям вместе с детьми регулярно совершать совместные походы в магазин. Дать ребенку возможность самому выбирать товар из их списка, предложить ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. Привлечь к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре (кассовый аппарат, накидки для продавцов, кошельки, из соленого теста хлебобулочные и кондитерские изделия, монет из соленого теста, купюр). Привлечь родителей к созданию мини-музея монет и банкнот. |
Ноябрь | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | Формировать представления детей о профессиях сотрудников детского сада, трудовых процессах выполняемых каждым из них. Расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают: воспитателя, помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, музыкального работника, плотника и др. Воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. | Беседа о профессиях сотрудников детского сада. Рассматривание иллюстраций по теме «Труд взрослых в детском саду». Презентация о сотрудниках нашего детского сада. Экскурсии: «В гости к прачке», в медицинский кабинет, на пищеблок, в кабинет музыкального руководителя и т.д.. Наблюдение за трудом помощника воспитателя, дворника. Дидактические игры: «Помощники повара», «Кому, что нужно для работы?», «Что должно быть в аптечке» «Найди правильно» Игра-драматизация по стихотворению А. Барто. Загадывание загадок по теме. Чтение художественной литературы: Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Н. Артюхова «Компот», С.Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», А.Кузнецова «Кто умеет», Е.Груданов «Наша нянечка» | Консультация для родителей «Нужна ли ребенку дошкольного возраста финансовая грамотность?» Предложить родителям, при посещении детского сада, обратить внимание детей на работу сотрудников данного учреждения. Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Айболит», И.Демьянов «Я теперь совсем большая», Лика Разумова «Повар», О.Емельянова «Повар» Е. Благининой «Приходите, поглядите». Просмотр мультфильма «Про Веру и Анфису в детском саду» Привлечь к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре. |
Декабрь | Сюжетно-ролевая игра «Кафе» | Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах. Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы - заместители и атрибуты. | Беседа «Что такое кафе?» Беседы о труде работников столовых и кафе. Рассказы детей из личного опыта. Беседы и занятия по этикету. Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактические игры: «Кто есть кто», «Кто что делает?», «Вежливые слова». Игра «Угадай профессию» Мини-спектакль «Кулинарный поединок» Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «День рождения кота Леопольда», венгерская сказка «Два жадных медвежонка». | Тематическая памятка для родителей «Потребности и желания» Памятка «Правила поведения за столом» Предложить родителям по возможности вместе с детьми посетить кафе, обратить внимание на работу официантов, администратора кафе. Привлечь к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Папка-передвижка «Мы копим». Привлечь к участию в конкурсе-выставке «Семейная копилка». |
Январь | Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Помочь создать игровую обстановку, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважение к труду водителя и кондуктора. | Беседа о том, кто управляет транспортом. Беседа на тему «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте, Беседа «Правила поведения в транспорте. Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт». Настольно-печатная игра «Транспорт» Игра «Четвертый лишний» Упражнение «Собери автобус» Совместно изготовление с детьми билетов для сюжетно-ролевой игры. Постройка автобуса из модулей Загадки о транспорте. Малоподвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Чтение художественной литературы: «ПДД для детей. Нескучные советы для ваших чад» ред. О. Усольцева | Памятка для родителей «Труд». Предложить родителям наблюдать вместе с детьми за автобусами на улице. Например, на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и кондуктора. |
Февраль | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.) | Проблемная ситуация «Хочу – надо» (учить определять по карточкам разницу между понятиями «хочу» и «надо»). Сюжетно-ролевая: «Парикмахерская» («Салон красоты»). Игры «Вот так заработали!», «Услуга или товар?» Игра «Что перепутал художник?» (изображения людей разных профессий). Рассматривание иллюстраций по теме «Профессии» Просмотр мультфильма с детьми. Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?» Загадки по данной теме. Чтение художественной литературы: | Беседа «Труд в семье» Чтение художественной литературы: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Привлечь родителей к созданию мини-музея монет и банкнот. Привлечь родителей к конкурсу проектов «Трудиться полезно и почетно» |
Март | Все работы хороши, выбирай на вкус. | Продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях. Продолжить знакомство с экономическими категориями «труд», «продукт», «профессия», «специальность», «потребности». | Беседа «Продукты труда: товары и услуги». (Продукты труда используются человеком для себя или для продажи товара) Сюжетно-ролевая игра: «Почта». Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается», «Угадай профессию по продукту труда». Настольно печатная игра «Кем быть?». Викторина «Угадай профессию», Загадки на тему «Все профессии важны, все профес¬сии нужны» Чтение художественной литературы: С. Севрикова «Про дворника», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта» | Консультация «Все работы хороши, выбирай на вкус» Чтение художественной литературы: С. Михалков “Парикмахер”, “Дядя Степа”. Родительский клуб: «Вместе за покупками». |
Апрель | Творческое занятие | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Игра «Для чего нужны деньги?». Дидактическая игра «Где хранятся деньги?». Игра «Собери целое из частей» (монетка и купюра) Игра «Посчитаем деньги». Игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя?» Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино». Чтение художественной литературы: сказка «Буратино» сказка «Три поросенка». Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем – рисуем. | Памятка для родителей «Сбербанк для родителей» Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» или «Кем я буду, когда вырасту» Проект «Азбука финансов» |
Май | Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать | Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Профессии» и «Кем работают мои родители». Игра «Отгадай профессию по описанию». Разобрать смысл пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Чтение художественной литературы: сказка «Дудочка и кувшинчик», В. Сутеев «Кот-рыболов» | Памятка для родителей «Как воспитать ребенка успешным». Привлечь родителей к изготовлению необходимой атрибутики мини- спектакля «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Фотоотчёт «Как я маме помогаю» |
Месяц | Занятие | Содержание занятия | Формы и методы | Работа с родителями |
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны |
Сентябрь | 1. Как придумали деньги | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать | Беседа Чтение народной сказки «Мена», обсуждение Презентация «Путешествие в прошлое денег» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 1 «Что такое деньги?» Дидактическая игра «Все по полочкам». | Памятка «Деньги» Консультация «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность» |
| 2. Как придумали деньги | Продолжаем закреплять понятия: трудиться, работать и зарабатывать | Беседа Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Муха – Цокотуха» Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 2 «Цена и ценные вещи» Настольная игра «Профессии» | Папка-передвижка «Наша семья трудится». |
Октябрь | 3. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся | Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка | Беседа Игра «Нарисуем деньги для нашей группы» Рассматривание кассового аппарата Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)» Дидактическая игра «Что продается в магазине?» Настольная игра «Конфетки и монетки» | Консультация «Правила карманных денег» |
| 4. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом | Беседа Ситуационные задачи Чтение рассказа «Отец и сын», сказки «Трудовые деньги», обсуждение Игра «Как потопаешь, так и полопаешь», Лучшая карта-маршрут «Путешествие монетки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.) Дидактическая игра «Чей труд» Настольная игра «Финансовый гений» | Буклет «Как научить детей контролировать свои финансы» Рассказ для родителей «Отец и сын» Консультация «Когда Вы пользуетесь банкоматом». |
| 5. Где живут деньги. | Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр. | Беседа Чтение сказки «Где живут денежки?», обсуждение Игра «Денежкин домик» Сюжетно-ролевая игра «Мини-банк» Виртуальная экскурсия в банк (рассматривание плаката с изображением внутреннего устройства банка) Чтение стихотворения А. Барто «Хищница» | Папка – передвижка «Мы идем в банк» «Клуб выходного дня». Памятка «Деньги» |
Ноябрь | 6. Мини-спектакль «Зайкина находка» | Закрепляем понятие деньги | Интерактивный мини-спектакль Дидактическая игра «Что откуда берется?» Настольная игра «Все профессии важны» | Памятка для родителей «Как воспитать ребенка успешным» Фотоотчёт «Как я маме помогаю» Родительское собрание «Дети и деньги». Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) |
Покупаем, продаем и обмениваем |
Декабрь | 7. Потребности и желание | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности | Беседа Ситуационные задачи Чтение рассказа Л.Стахович «Про капризного Артёма», обсуждение Исследование: что необходимо человеку для жизни Игра «Выбираем самое важное» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 3 «Семейный бюджет» Настольная игра «Я покупатель» | Консультация для родителей «Должен ли ребенок иметь карманные деньги» Родительский клуб: «Семейный бюджет». |
| 8. Потребности и желание | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности | Беседа Ситуационные задачи Отгадывание загадок Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды» Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей (названий отделов и вывесок). Дидактическая игра «Магазин» Просмотр слайдов с фотографиями различных магазинов нашего города. | Экскурсия в магазин одежды, наблюдение за работой продавца. Памятка «Покупаем. Потребности желания» |
| 9. Мини-спектакль «Желание Волчонка-Зубастика» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить? | Интерактивный мини-спектакль Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. «Магазин игрушек» | Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) Поделиться с ребенком воспоминаниями о том, как они преодолевали жадность |
Январь | 10. Где покупают и продают разные товары | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Беседа Тематический стенд «Куда мы ходим за покупками» Дидактическая игра «Что угодно для души». Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы серия 4 «Карманные деньги» | Родительское собрание «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами». Папка – передвижка «Покупаем. Потребности и желания» |
Февраль | 11. Где покупают и продают разные товары | Продолжаем знакомить с торговыми предприятиями: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Игра «Где что купить?» Ситуационные задачи Дидактическая игра «Путаница», «Четвертый лишний» Настольная игра «Профессии» | Памятка «Где что купить?» Папка - передвижка «Мы идем за покупками» |
| 12. Наша мастерская | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Творческо-трудовая деятельность Чтение сказки «Хранители бюджета» Просмотр мультфильма «Так сойдёт». | Познавательный квест «Где и кем работает мама» |
| 13. Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар – стоимость - цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену | Беседа «Как складывается стоимость товара» Чтение стихотворения К. Чуковского «Муха цокотуха» Игра «Сколько это стоит?» Дидактическая игра «Что сколько стоит?». Настольная игра «Территория фермеров» | Поход в супермаркет с ребенком «Квест в супермаркете» (Предложите ребенку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.) |
Март | 14. Выгодно -невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама | Беседа Ситуационные задачи Игра «Выбираем: дорого - дёшево, выгодно -невыгодно», Чтение сказки В.Сутеева «Что это за птица?» обмен, сказки «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама» Чтение рассказа Ш.Галиева «Три копейки на покупку» | Памятка для родителей «Учим правильно тратить» Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Познавательный квест «Где и кем работает папа» |
Апрель | 15. Русская ярмарка | Ярмарка и её атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее | Игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Проект «Этой ярмарки краски» Мини-спектакль на тему «Лесная ярмарка» Дидактическая игра «Что сколько стоит». Настольная игра «Я выбираю» | Памятка для родителей «Учим зарабатывать» Игра-праздник «Русская ярмарка» |
Тратим разумно, сберегаем и экономим |
Апрель | 16. Тратим разумно, экономно | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам | Беседа Чтение современной сказки «Хранители бюджета» Игра «Деньги получили - ерунды накупили», Викторина «Разумные траты сказочных героев» Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» Лабиринты «Найди не выключенный прибор» | Памятка для родителей «Платные поручения» |
| 17. Тратим разумно, экономно | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам | Беседа Загадки: «Угадай, кто это?» Раскрашивание книжки - раскраски к рассказу Н.Носова «Заплатка» Лабиринты «Экономь электроэнергию - включай электросчетчик», | Памятка для родителей «Платные поручения» |
| 18. Мини-спектакль «Хочу и могу» | Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению. | Интерактивный мини-спектакль Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 5 «Умение экономить» Дидактическая игра «Давай положим в корзину» Сюжетно - ролевая игра «Кафе» | Памятка для родителей «Как воспитать ребенка успешным» Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) |
Месяц | Тема | Содержание | Формы и методы | Работа с родителями |
Тратим разумно, сберегаем и экономим |
Сентябрь | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Ситуационные задачи Обсуждение Игра «Копим и сберегаем» Чтение и обсуждение пословиц и поговорок, И.Ревю «Бережливая птица» Дидактическая игра «Дорого – дешево» Рассматривание иллюстраций «Кто долго спит, тот денег не скопит» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. Серия 6 «Работа и зарплата» Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | Папка – передвижка «Мы копим» Памятка «Тратим разумно, сберегаем» Практика «Совместные покупки» |
| 2. Мини-спектакль «Мишкина копилка» | Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | Интерактивный мини-спектакль Чтение и обсуждение басни Леонардо да Винчи «Муравей и пшеничное зерно» Дидактическая игра «Бюджет» Рассматривание картинок в папке «Деньги»: «История денег в России» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Продукты» Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…» | Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) Памятка «Расскажите ребенку, для чего нужна копилка» Познавательный маршрут «Продуктовый магазин» |
Октябрь | 3. Творческое занятие «Наша мастерская» | Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи | Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин и пр. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения Г.Ладонщикова «Едем на дачу», стихотворения С.Михалкова «Строим» Игра «Что мне для этого нужно?» Дидактическая игра «Умелые руки» Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» | Консультация для родителей «Школа для родителей» Разобрать смысл пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки" |
| 4. Мини-спектакль «День рождения» | Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), результатам труда; забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно. | Интерактивный мини-спектакль Чтение и обсуждение притчи «Философия Генри Форда» Рассматривание картинок в папке «Деньги»: наличные, безналичные Сюжетно-ролевая игра «В магазин за подарками» | Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) Оформление мини-музея «Монеты, купюры» |
Учимся занимать и отдавать долги |
Ноябрь | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время | Беседа Ситуационные задачи Игра «Занять и одолжить» Чтение обсуждение пословиц и поговорок о заимствовании Дидактическая игра «Сдача» Рассматривание картинок в папке «Деньги»: наличные, безналичные, функции денег, виды денег Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Рассматривание иллюстраций по теме «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | Беседа «Финансовая грамотность начинается в семье» Папка – передвижка «Занимаем и одалживаем» Изготовление атрибутов к игре: «Супермаркет» |
| 6. Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг | Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Долг» Чтение и обсуждение поговорок «Бойся долгов как лихих врагов», «Долги к земле придавили» Дидактическая игра «Что важнее?» Продуктивная деятельность (изготовление банкнот и банковских карточек) Сюжетно-ролевая игра «Булочная» | Памятка «Долг. Ответственность» Познавательный маршрут «Продуктовый магазин» |
Декабрь | 7. Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство | Чтение и обсуждение пословиц: - Умей взять, умей и отдать! - Бери да помни! Не штука занять, штука отдать. - В долг брать легко, а отдавать тяжело. Дидактическая игра «Потребность – возможность» Сюжетно-ролевая игра «Фермер» | Консультация «Как научить ребенка экономить деньги?» |
| 8. Мини-спектакль «Долг платежом красен» | Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник | Интерактивный мини-спектакль Дидактическая игра «Какие бывают доходы?» Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия» Рассматривание «Кто кем работает?» | Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) |
Учимся планировать |
| 9. Все по плану! | Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время | Беседа Игра «Составляем план покупок» Чтение рассказа Л. Стахович «План» Дидактическая игра «Нужные покупки» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Оригами «Кошелек для денег» | Беседа «Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания» Папка – передвижка «Мы планируем» |
Январь | 10. Все по плану! | Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время | Беседа Игра «Составляем план на следующий день» Чтение Дидактическая игра «Много - мало» Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» | Папка – передвижка «Мы планируем» Тематическая памятка «Планирование» Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах. |
| 11. Ставим цели | Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели | Ситуационные задачи Игра «Наши цели» Тематический стенд «Наши цели» Чтение и обсуждение пословиц и поговорок Дидактическая игра «Запланированная покупка» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 7 «Потребности и возможности» Сюжетно-ролевая игра «Мини-банк» Рассматривание иллюстраций «Профессии работников банка: «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист» | Консультация «Как не протранжирить карманные деньги?» Участие в подготовке тематического стенда (рисунки, фотографии, материалы печатной продукции и пр.) |
Февраль | 12. Сделал дело - гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща | Игра «Сделал дело - гуляй смело» Ситуационные задачи Обсуждение пословицы «Сделал дело - гуляй смело» Дидактическая игра «Запланированная покупка» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» | Папка-передвижка «Мы планируем» Тематическая памятка «Планирование» Практика «Самостоятельная покупка» |
| 13. Мини-спектакль «Все по плану!» | Закрепляем понятия: план, планировать | Интерактивный мини-спектакль Дидактическая игра «Осознанный выбор» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 8 «Осторожно деньги!» | Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) |
Богатство и бедность |
Март | 14. Хочу купить все! | Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь | Беседа Ситуационные задачи Игра «Что нельзя купить?», Чтение и обсуждение рассказа Л. Стахович «Как Валюша бабушке сон покупала», В.Сухомлинского «Котлетка – как камень» Дидактическая игра «Надо» и «хочу» Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 9 «Об экономике» | Памятка для родителей «Богатство и бедность» Чтение художественной литературы: Ш. Галлиева «Три копейки на покупку» |
Апрель | 15. Наше богатство | Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность | Беседа Ситуационные задачи Чтение и обсуждение японской сказки «Бедные богатые», абазинская народной сказки «Ум и богатство»), Конкурс проектов «Наше богатство» Дидактическая игра «Что откуда берется?» Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 10 «О банке» | Конкурс проектов «Наше богатство» Чтение художественной литературы: С. Михалков «Как старик корову продавал» Практика «Самостоятельная покупка» |
| 16. Жадность | Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало | Ситуационные задачи Чтение и обсуждение поговорок Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Жадный мальчик» Мини-спектакль «Щедрый бедности не знает» Дидактическая игра «Размен» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 11 «Кредиты и депозиты» Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Раскрашивание книжки- раскраски «Два жадных медвежонка» | Памятка для родителей «Как не вырастить жадину?» Чтение художественной литературы: Эмма Мошковская «Жадина» |
Май | 17. Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность | Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пластилина | Чтение: Я. Аким «Жадина», Т.Казырина «Жадина», В.Сухомлинский «Яблоко в осеннем лесу» Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. Дидактическая игра «Услуги и товары» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 12 «Безналичные деньги» Сюжетно-ролевая игра «Банк» | Конкурс рассказов на тему «Щедрость и жадность» Познавательный маршрут «Банкомат» |
| 18. Мини-спектакль «Бережливые друзья» | Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно. Он всегда увлечён процессом творчества и новыми ощущениями, занят генерацией новых идей, их реализацией, приготовлением новых блюд, исследованием новых возможностей экономии. Ему открыт простой, честный, весёлый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие - качества человека со здоровым отношением к деньгам | Интерактивный мини-спектакль Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка» Рассматривание иллюстраций «Валюта разных стран» Дидактическая игра «Доходы и расходы» Сюжетно-ролевая игра «Банк» Просмотр развивающего мультфильма Азбука денег тетушки Совы. серия 13 «Я вырасту богатым» | Помощь в подготовке и проведении спектакля (разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций, реквизита) Познавательный маршрут «Банк» |