Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание детей. По программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой»
Экологическое воспитание детей.
По программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой
Подготовили: студентки группы К3ДО
Вишнякова Ксения и Иванисова Виктория
Младшая группа
Задачи:
Продолжать учить детей определять состояние погоды (тепло, холодно);
Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег и т.п.);
Формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края;
Учить различать и называть стебель, листья, цветок;
Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами;
Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.
Методика проведения
Использовать занятия, игры, наблюдения, чтения художественной литературы. Показать детям многообразие окружающего мира природы; доступно объяснять, почему нужно любить и беречь природу . В ходе целенаправленных наблюдений подводить детей к пониманию того что в природе от сезона к сезону происходят различные изменения. Использовать занятия, игры, наблюдения, чтения художественной литературы. Показать детям многообразие окружающего мира природы; доступно объяснять, почему нужно любить и беречь природу .
В ходе целенаправленных наблюдений подводить детей к пониманию того что в природе от сезона к сезону происходят различные изменения. По мере возможности организовывать наблюдения за домашними животными и птицами. Если такой возможности нет показывать детям картины с их изображением. В процессе чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций и игрушек продолжать знакомить детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем. Для того чтобы у детей сложились правильные представления о животных , изображения должны быть четкими и реалистичными. Можно использовать слайды, видеоматериалы. Закреплению знаний о диких животных . Способствуют различные игры: сюжетно ролевые, подвижные, дидактические, а так же инсценирование сказок в которых встречаются разные животные. (игра лиса и заяц).
Средняя группа
Задачи:
Расширять представление детей о многообразии природных явлений;
Помогать устанавливать простейшие связи между ними (похолодало исчезли бабочки, жуки);
Закреплять представления о сезонных изменениях в природе;
Учить называть 1-2 представителя класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха).
Закреплять представления о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей)
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц).
Методика проведения
Работа осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественной литературы, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности. Для успешного усвоения целесообразно использовать разнообразные формы работы: экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, прохождение специального экологического маршрута - экологической тропы. Особое внимание следует выделять таким темам, как : «Природа и здоровье», «Питание и здоровье», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!», «Наши меньшие друзья» и др. Работа осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественной литературы, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Для успешного усвоения целесообразно использовать разнообразные формы работы: экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, прохождение специального экологического маршрута - экологической тропы. Особое внимание следует выделять таким темам, как : «Природа и здоровье», «Питание и здоровье», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!», «Наши меньшие друзья» и др. Важно организовывать процесс таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т.д.) и могли применять полученные знания в в своей практической деятельности.
Старшая группа
Задачи:
Наблюдать с детьми явления природы;
Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных ; о том что человек часть природы;
Расширять и уточнять представления о растениях (деревьях, кустарниках; растения леса, луга,; лесные ягоды);
Формировать представление о зимующих и перелетных птицах;
Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации; делиться впечатлениями об окружающем мир, полученными из различных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия и т.д.).
Методика проведения
Для совершенствования работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы используются разнообразные формы и методы. Наблюдения дают возможность получить более полные представления о растениях, животных и природных явлениях. Доступными средствами дети могут фиксировать результат наблюдений: делать рисунки, схемы, фотографировать (вместе со взрослым) и т.д. расширять представление детей о многообразии птиц, о зимующих и перелетных птицах. Можно рассмотреть следы разных птиц на снегу. Предложить обыграть стихотворение А.Пчельниковой «Птичка».
Наблюдая за насекомыми дети учатся правильно называть, сравнивать их по способу передвижения и определять по издаваемым звукам. Знания, полученные в процессе наблюдения должны закрепляться, уточняться и обобщаться с помощью других форм и методов работы. Например в процессе наблюдения за живыми объектами, рассматривания иллюстраций, чтение художественных произведений, бесед, театрализованных представлений, опытнической и проектной деятельности и т.д.
Подготовительная группа
Задачи:
Расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу;
Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления;
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга;
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
Методика проведения
Воспитательно-образовательную работу по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию целесообразно осуществлять круглый год в процессе разных видов детской деятельности. В продуктивных видах деятельности продолжайте учить детей отражать свое отношение к миру природы; формируйте эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках, экскурсиях предлагайте выделять и описывать красивые объекты природы, здания, улицы и т. п. Как и прежде, отвечайте на вопросы детей. Вместе с детьми можно оформить предметно-развивающую среду: уголки природы; зеленые участки; экологические тропинки; уголки леса, сада, поля; альпийские горки и т. д. В экологическом уголке могут находиться: экологические календари, материалы для опытов, экологические цепочки, иллюстративный материал, плакаты об охране природы, выставка интересных находок, природный материал и многое другое.
Учите наблюдать за растениями и животными как живыми барометрами погоды; предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы. Объясняйте детям, что в дикой природе не бывает вредных или полезных организмов – каждый выполняет свою важную роль, поддерживая природное равновесие; все живые организмы имеют свое предназначение, включены в общую природную цепочку; в дикой природе организмы сами сохраняют баланс.