« Мир , окружающий ребёнка –это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума » .
В.В Сухомлинский
Актуальность темы
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем актуальных проблем современности. Первые основы экологической культуры закладывается в дошкольном детстве. Вот почему велика роль экологического воспитания дошкольников .
Цельэкологического образования – формирование положительного отношения к природе.
Задачи
Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
•Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
•Воспитывать этические и эстетические чувства, развивать эмоций средствами природы.
•Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста.
•Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
•Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
•Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Предполагаемые результаты:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
•у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
•сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
•сформированы начала экологической культуры детей;
•дети получают практические знания по охране природы;
•развиваются речевые навыки детей;
•дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, проектная деятельность, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой ,птицами и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность.
Но особое место занимает наблюдение - в каждом наблюдении раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время наблюдения уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки В.Г Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Г.Скребицкого.
Помогают в работе демонстрационный материал С.Н. Вохринцевой,
Л.Б. Фесюковой, Н.Н. Кондратьевой, конспекты О. А.Воронкевич и других авторов.
Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
Информационно-коммуникационные технологии
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
В нашем детском саду и в нашей группе дети принимали участие в различных конкурсах связанных с экологией.
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой Воронежа»
3. Акция «Кормушка»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Акция: «С каждого по зернышку»
Сбор корма для птиц
5. День защиты китов и морских животных.
6.Всемирный день Земли 19-26 апреля
7. Акция «Посади цветок»
8. Экологическая игра «Загадки природы»
9. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями ведем непрерывно, большое внимание уделяем совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
- экологические НОД;- экологические экскурсии;- уроки доброты; уроки мышления;- экологические кружки;- экологические конкурсы;- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";- экологические акции;- обсуждение и проигрывание ситуаций;- трудовой десант; зеленый патруль;- лаборатория юного эколога;- составление экологических карт;- ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы;- экологические выставки и экспозиции; экологические музеи;- день (неделя) экологического творчества;- экологические праздники и фестивали;- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);- экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Таким образом, целостная система работы по формированию основ экологического мировоззрения и экологической культуры позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.
И, только вместе, только сообща, мы сможем побудить в маленьком человеке – неисчерпаемую природу-
БОГАТСТВО МИРА-ДУШИ.
«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний .» К.Д. Ушинский