kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровой фольклор славян в экологическом образовании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью экологического образования дошкольников является создание условий становления экологического сознания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики. Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, В. Б. Калинин, Л. В. Тарасов); становления ценностного отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное стремление к овладению знаниями и навыками (В. С. Библер, С. Ю. Курганов, С. Н. Глазычев, О. Н. Козлова, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина), необходимыми для личного участия в решении экологических проблем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровой фольклор славян в экологическом образовании дошкольников»

ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР СЛАВЯН В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Целью экологического образования дошкольников является создание условий становления экологического сознания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики. Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, В. Б. Калинин, Л. В. Тарасов); становления ценностного отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное стремление к овладению знаниями и навыками (В. С. Библер, С. Ю. Курганов, С. Н. Глазычев, О. Н. Козлова, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина), необходимыми для личного участия в решении экологических проблем.

Игра в экологическом образовании - условие возникновения и развития потребности в открытии мира Природы самими детьми, становления детскости как типа ценностного отношения к миру Природы и самому себе (С. В. Петерина, Р. М. Чумичева).

Игровой фольклор, «воспроизводя древние стадии истории детских поколений человечества» (Э. Тейлор), является огромным пластом традиций сохранения и передачи опыта взаимодействия с Природой, отражает структуру мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроений, привычек родового потенциала культуры славян.

Ритм календарно-обрядовых праздников-игр обеспечивал гармонию и единство годового круга жизни Природы и Человека.. Анализ игр календарных обрядов показал, что их можно структурировать по способам отношения субъекта к объекту, представленных в исследовании О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы.

Первый способ отношения человека к природе ориентирован на стабилизацию представлений об окружающей реальности. Например, хороводы, представляющие собой одну из чистых и совершенных форм календарной игры, ориентировали играющих на освоение действий земледельческих работ, их последовательность, необходимые для этого орудия. «Жито»: изображение действий как пашут, рассевают жито, косят его, возят, молотят, веют, делают солод, варят пиво. В игру- ловишки «Воробей» включены роли пяти птиц: воробей, сова, синица, сойка, кулик ; их характеристики: воробей (бей вора) по двору шныряет, дома не ночует, коноплю ворует ; характеристики трёх трав:

травка гречка - попарь плечики, травка репеёк - попарь ему животок , травка мяточка - припарь ему пяточки. Игры- ловишки «Горелки», «Двойные горелки» (гори , гори ясно)- одни из самых распространённых и любимых подвижных игр славян. Это - игры почитания Солнца (Солнышко, повернись! Красное, разожгись !) и его даров: «здоровье коровье, здоровье овечье, здоровье человечье, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный». Итак, договор, диалог, беседа, восхваление, призыв, одобрение развивали понимание единства человека и природы, способствовали психологической включенности в мир Природы.

Второй способ отношения человека с природой, который зафиксировал календарно-игровой фольклор славян, - удивление «тайнам» Природы, поиск ответов, гипотезы о сущности и процессах, лежащих в основе реального мира. Загадка, как словесная формула игры в «загадывание - отгадывание», формулирует «тайны» Природы и настоятельно призывает к их решению ( Кто отгадает, тому... ) (В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян). Загадка - особый род интеллектуальной игры, игра - « состязание в мудрость», при которой человек выработал защитные механизмы от случайного, непредвиденного, страшного, чем чреват мир и обнаружил себя (Матушкиной коробьи не подымешь, братова кушака не скатаешь, батюшкина коня не изловишь .- Ветер, земля, дорога). Итак, идентификация с Природой, родственное внимание к ней, партнёрское общение в совместной деятельности - это способы, обеспечивающие субъектный характер восприятия природных объектов.

Пример третьего способа взаимодействия человека и природы, который мы обнаружили в календарно-игровой культуре славян, - забавы-«восхищения» .

Данный тип игр, увлечение и взрослых и детей, отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление, радость. Это высшая степень эмоций от слияния с силами стихий Природы: бег под дождём, купание на волнах прибоя, разжигание костров, скоростной спуск на лыжах, катание на коньках, катание на каруселях и на качелях, «гигантские шаги». Третий способ отношения - это ориентировка человека не на объективные свойства реальности, а на собственное отношение к ним раскрытие их значения для него самого, на их смысл. Например, имена месяцев: март - по древне- славянски и по-болгарски

сухый , по малороссийски берёзозол, по-русски _свистун (пора ветров) и пролетъе: апрель - по древне-славянски брезозор (зорнить - белеть), по малоросс ийски цветень, русское простонародное заиграй - овражки, т.е. пора весенних потоков, скачущих по скатам гор и оврагам.

Результатом переосмысления игрового фольклора славян стала программа «Экология до экологии», суть которой состоит в приобретении способов и опыта взаимодействия с Природой (Проект «Экология Детства»№ 96-03-04265,поддержан Российским гуманитарным научным фондом. Руководитель доктор пед. наук, профессор Р. М. Чумичева)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Игровой фольклор славян в экологическом образовании дошкольников

Автор: Фёдорова Галина Васильевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства