Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников через живую природу»
МБДОУ «Детский сад №165» г.Чебоксары
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с живой природой
Подготовила и провела
воспитатель 1 квал. категории
Удякова Валентина Михайловна
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры. Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания: *Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни. *Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы. *Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения. *Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы. *Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
Познавательные занятия.
Трудовая деятельность на участке и на огороде.
Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала
Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
Экспериментирование
Методы и приемы работы разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие.
Перечень форм и методов экологической работы с дошкольниками:
экологические экскурсии;
уроки доброты;
уроки мышления;
экологические кружки;
экологические конкурсы;
экологические аукционы, марафоны, викторины;
экологические акции;
клуб исследователей природы;
лаборатория юного эколога;
составление экологических карт;
экологические выставки и экспозиции;
экологически музеи;
дни экологического творчества;
экологические праздники и фестивали;
экологические сказки;
экологические тренинги;
экологические агитбригады и др.
Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно – творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.
Детки леечки все взяли,И цветочки поливали.Мягкой тряпочкой листочкиПротирала наша Таня.«Пыль дышать мешает им,Поры закрывает».Острой палочкой взрыхлил ЖеняЗемлю им в горшочках.Катя – умница большая,Вымыла поддоны.
О природе знать хотим -
Где растёт съедобный гриб?
Фрукты почему едят?
А поганку не хотят?
Почему так наши белки
Ловко прыгают по веткам?
Почему приходит осень?
Почему цветы цветут?
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром?
И о том, как садоводы
Разбивают цветники?
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг?
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
На улице
Игры
Наблюдение. Моделирование
Труд в огороде
Наблюдение за объектами живой природы
Досуги и развлечения
Мир глазами детей
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Информационные проспекты ,буклеты для родителей
Выпуск газеты, плакатов, консультаций, папок- передвижек.
Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации
Совместное посещение зоопарка«Зооленд»
Экскурсия в цветочный магазин
Использование пиктограмм
Список рекомендуемой литературы:
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся педучилищ.
Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А.Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Программа воспитания ребенка-дошкольника / Под ред. О.В. Драгуновой.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа».
Рыжова Н.А. Не просто сказки
Тропинка в природу. Смирнова В.В.,Балуева Н.И, Парфенова Г.М
Экологическое воспитание дошкольника: Пособие для специалистов дошкольного воспитания
Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.