Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание»
Экологическое воспитание в ДОУ.
Подготовила: Симонова Галина Васильевна.
• Цель экологического образования -
формирование человека нового типа с новым
экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде и умеющего жить
в относительной гармонии с природой;
Дошкольники- начальное звено системы
непрерывного образования, значит, содержание
их образования должно быть увязано с
содержанием экологического образования
следующих ступеней - школьников. Элементарные
экологические знания, полученные детьми в
младшем возрасте, помогут им в дальнейшем
осваивать предметы экологической
направленности;
Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
Педагоги:
• ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей.
Дошкольники:
• радуются встрече с природой
• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира
• признают ценность жизни
• имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры Родители: •участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы
Отличие экологических занятий от ознакомления с природой.
Экологические занятия.
Ознакомление с природой.
Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Основные типы экологической НОД.
Первично-ознакомительного типа.
Углубленно-познавательного типа.
Занятия обобщающего типа.
Занятия комплексного типа.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:
Научность.
Доступность.
Гуманистичность.
Прогностичность.
Деятельностность.
Интеграция.
Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Изготовление фотоальбома.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Участие родителей в субботниках.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.