Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра с куклой как средство развития речи детей раннего возраста»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ « АНАПСКИЙ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ » Дидактическая игра с куклой как средство развития речи детей раннего возраста
Выполнила: Колосовская М. Н.
Проверила:
Чайкова М.Н.
АКТУАЛЬНОСТЬ Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком
Цель - исследование роли дидактической игры с куклой в развитии речи детей раннего возраста Объект: речевое развитие детей раннего возрастаПредмет: процесс развития речи детей раннего возраста посредством дидактических игр с куклой
Ученые внесшие вклад в разработку вопроса по развитию речи детей раннего возраста Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей раннего возраста занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев. Развитии речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности рассматривали Елагина М.Г., Венгер Л.А., Каверина Е.К., Тихеева Е.И.), Шаповаленко И.В., Ушинский К.Д.
Основные этапы речевого развития детей раннего возраста
Возраст
2-ой год жизни
Речевые навыки
1 год
Появление однословных предложений.
1 год 3 месяца
Увеличение запаса слов до 30.
1 год 6 месяцев
Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.
1.5-2 года
Появление фраз, двухсловных предложений.
2 года
2 года
Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»
3-ий год жизни
Увеличение запаса слов до 200-300.
2 года
Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.
2 года
Появление трехсловных предложений.
2 года 6 месяцев
Появление многословных предложений.
2 года 6 месяцев - 3 года
Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, пр этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).
3 года
Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»
Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения
Основные виды дидактических игр - игры с предметами (игрушками, природным материалом) - настольно-печатные игры - словесные игры
Компоненты дидактической игры - дидактическая задача - игровые правила - игровые действия
Роль дидактической игры с куклой в развитии речи детей раннего возраста Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие, дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками. Для детей в первую очередь нужны куклы. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, потому как кукла - есть уменьшенная копия человека. Кукла используется в большинстве игр дошкольников, она как представитель той или иной игры помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой ценны тем, что слово в них связывается с действием. Занятия с куклой помогает закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, потребления пищи и др .
Занятия в форме игры для детей раннего возраста в ДОО, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что педагог разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями педагога, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы
Комплекс игр-занятий с куклой по развитию речи детей раннего возраста Дидактическая игра №1 «Помоем руки Маше» Дидактическая игра №2 «Научим Степу одеваться на прогулку» Дидактическая игра №3 «Укладывание куклы Нины спать»
Дидактическая игра №4 «Кормление куклы» Дидактическая игра №5 «Куколка-красавица» Дидактическая игра №6 «Маша-растеряша» Дидактическая игра №7 «Где же наши ручки?» Дидактическая игра №8 «Одень куклу» и др.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей