Просмотр содержимого документа
«"Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению" (из опыта работы)»
Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение № 140«Центр развития ребёнка – детский сад»
Адаптация
ребёнка к дошкольному учреждению
Заведующая - Плешивцева Ирина Сергеевна.
Педагог – психолог - Дорошина Валентина Павловна
Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,
психологическом.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
Использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
Обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведение групповых занятий в адаптационный период;
Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Вся работа по адаптации проводится в пять этапов:
I этап – это прогноз адаптации.
II этап – взаимодействие педагога-психолога с воспитателями группы раннего возраста в виде лекции консультации.
III этап – дети вместе с родителями посещают адаптационную группу кратковременного пребывания.
VI этап – малыши переходят в группу с обычным режимом в соответствии с разработанным нами алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. V этап – проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психологическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц)
.
2. Подострая фаза или собственно адтация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Прогноз адаптации
По результатам проведенной встречи с
родителями и детьми обозначаем для себя семьи
воспитанников с повышенной тревожностью.
В дальнейшем данные анкетирования позволяют
грамотно построить профилактическую и
консультативную работу с родителями.
Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
Занятия по адаптации с детским коллективом.
Помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду.
Создание положительного эмоционального настроения в группе; снижение импульсивности, тревожности, агрессии; развитие игровых навыков, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
с родителями;
педагогами;
воспитанниками.
Для родителей:
папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям« (с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад);
информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
Для педагогов:
Анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами;
План работы по адаптации детей в дошкольном учреждении;
Журнал приема детей
Паспорт здоровья группы.
Сведения о родителях и детях (заполняют воспитатели).
Лист адаптации
Лист стула
Карта нервно - психического развития («Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» К.Л.Печора и др. стр121)
Дневник группы (Ф. № 127).
Для воспитанников
Проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы.
Открытые детские праздники («День здоровья»).
Создание предметно – развивающей среды.
В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся:
-«Полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;
-Мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
-подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.
В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Построенная таким образом работа позволяет:
сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
Главное направление адаптации детей к дошкольному учреждению – работа с ними.
Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно: врачом, воспитателями и педагогом-психологом.
В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.
Мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.
Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Педагоги предлагают специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания. Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогическое совещание расширенного состава – заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, врачи, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Анализ результатов показывает, что в течение последних пяти лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.
Литература:
Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.-.К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. - М.: Гуманитар .изд.центр ВЛАДОС, 2004.-172с.
Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ Н.В.Кирюхина-М.: Айрис-пресс,2005.-112с.)
Группы детей раннего возраста. Данилина Т. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. №3-с.41.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В.. 2004г.
Организация работы групп раннего возраста. Филютич А. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. №3-с.45.
Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми раннего возраста. //Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2.- с.60
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста./ Сос.Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович.-СПб.: « Акцент», 1999
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А.С. Роньжина.: «книголюб» Москва 2004.