kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению" (из опыта работы)»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение № 140  «Центр развития ребёнка – детский сад»   Адаптация  ребёнка к дошкольному учреждению   Заведующая - Плешивцева Ирина Сергеевна. Педагог – психолог - Дорошина Валентина Павловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 140 «Центр развития ребёнка – детский сад»

Адаптация

ребёнка к дошкольному учреждению

Заведующая - Плешивцева Ирина Сергеевна.

Педагог – психолог - Дорошина Валентина Павловна

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,  психологическом. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
  • Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,

психологическом.

  • При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Цель:  создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи. Задачи:

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

  • Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
  • Использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
  • Обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведение групповых занятий в адаптационный период;
  • Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
  • Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Вся работа по адаптации проводится в пять этапов: ‌ I этап – это прогноз адаптации. II этап – взаимодействие педагога-психолога с воспитателями группы раннего возраста в виде лекции консультации. III этап – дети вместе с родителями посещают адаптационную группу кратковременного пребывания.

Вся работа по адаптации проводится в пять этапов:

‌ I этап – это прогноз адаптации.

II этап – взаимодействие педагога-психолога с воспитателями группы раннего возраста в виде лекции консультации.

III этап – дети вместе с родителями посещают адаптационную группу кратковременного пребывания.

VI этап – малыши переходят в группу с  обычным режимом в соответствии с разработанным нами алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.  V этап – проведение занятий по адаптации с детским коллективом.

VI этап – малыши переходят в группу с обычным режимом в соответствии с разработанным нами алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. V этап – проведение занятий по адаптации с детским коллективом.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды. Различают четыре степени тяжести адаптации:

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

  • Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
  • Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском уч­реждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.  В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: Острая фаза или период дезадаптации.
  • Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
  • Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  • Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психологическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц)

.

2. Подострая фаза или собственно адтация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев). 3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

2. Подострая фаза или собственно адтация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Прогноз адаптации По результатам проведенной встречи с  родителями и детьми обозначаем для себя семьи  воспитанников с повышенной тревожностью.  В дальнейшем данные анкетирования позволяют  грамотно построить профилактическую и  консультативную работу с родителями.

Прогноз адаптации

  • По результатам проведенной встречи с

родителями и детьми обозначаем для себя семьи

воспитанников с повышенной тревожностью.

В дальнейшем данные анкетирования позволяют

грамотно построить профилактическую и

консультативную работу с родителями.

  • Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
Занятия по адаптации с детским коллективом.
  • Занятия по адаптации с детским коллективом.

Помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду.

Создание положительного эмоционального настроения в группе; снижение импульсивности, тревожности, агрессии; развитие игровых навыков, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

с родителями; педагогами; воспитанниками.
  • с родителями;
  • педагогами;
  • воспитанниками.
Для родителей:

Для родителей:

  • папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям« (с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад);
  • информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
Для педагогов:

Для педагогов:

  • Анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами;
  • План работы по адаптации детей в дошкольном учреждении;
  • Журнал приема детей
  • Паспорт здоровья группы .
  • Сведения о родителях и детях (заполняют воспитатели).
  • Лист адаптации
  • Лист стула
  • Карта нервно - психического развития («Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» К.Л.Печора и др. стр121)
  • Дневник группы (Ф. № 127).
Для воспитанников Проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы. Открытые детские праздники («День здоровья»). Создание предметно – развивающей среды. В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся:  -«Полочка для любимых игрушек

Для воспитанников

  • Проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы.
  • Открытые детские праздники («День здоровья»).
  • Создание предметно – развивающей среды.
  • В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся:

-«Полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;

-Мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;

-подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

  • В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.
  • Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Построенная таким образом работа позволяет:

Построенная таким образом работа позволяет:

  • сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
  • показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
Главное направление адаптации детей к дошкольному учреждению – работа с ними.  Адаптация ребенка контролируется с помощью

Главное направление адаптации детей к дошкольному учреждению – работа с ними.

Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно: врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы. Мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку. Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Педагоги предлагают специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания. Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
  • В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
  • Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.
  • Мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
  • Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.
  • Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
  • Педагоги предлагают специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания. Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогическое совещание расширенного состава – заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, врачи, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа. Анализ результатов показывает, что в течение последних пяти лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.
  • По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогическое совещание расширенного состава – заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, врачи, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
  • Анализ результатов показывает, что в течение последних пяти лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.
Литература:

Литература:

  • Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.-.К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. - М.: Гуманитар .изд.центр ВЛАДОС, 2004.-172с.
  • Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
  • Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ Н.В.Кирюхина-М.: Айрис-пресс,2005.-112с.)
  • Группы детей раннего возраста. Данилина Т. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. №3-с.41.
  • Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В.. 2004г.
  • Организация работы групп раннего возраста. Филютич А. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. №3-с.45.
  • Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми раннего возраста. //Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2.- с.60
  • Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста./ Сос.Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович.-СПб.: « Акцент», 1999
  • Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А.С. Роньжина.: «книголюб» Москва 2004.
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению" (из опыта работы)

Автор: Дорошина Валентина Павловна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Как подготовить ребёнка к поступлению в Д.О.У."
    ["seo_title"] => string(46) "kak_podgotovit_rebionka_k_postupleniiu_v_d_o_u"
    ["file_id"] => string(6) "549431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589292267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_raboty_s_roditieliami_v_usloviiakh_riealizatsii_fgos_do_iz_opyta_ra"
    ["file_id"] => string(6) "419821"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496237957"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для педагогов"
    ["seo_title"] => string(30) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_1"
    ["file_id"] => string(6) "488582"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543768011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства