Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей к детскому саду»
АДАПТАЦИЯ
ДЕТЕЙ
К ДЕТСКОМУ
САДУ
Адаптация–
процесс приспособления организма
к новым условиям.
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений :
Отсутствие родителей в течение 9 и более часов
Новые требования к поведению
Строгий режим дня
Другой стиль общения
Постоянный контакт со сверстниками
Новое помещение
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для негострессовую ситуацию,
которая без специальной организацииможет привестик невротическим реакциям:
- капризы,
- страхи,- отказ от еды,- частые болезни.
Необходимо готовить ребенка заранее к поступлению в детский сад!
Общая задача воспитателей и родителей–
помочь ребенку по возможности безболезненно войти в
жизнь детского сада.
Адаптация– это постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка.
Выделяют три степени адаптации:
Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного
Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
Cудить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т.п.)-это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всем последующем развитии ребенка.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Рекомендации родителям
по подготовке ребенка к детскому саду
Занимайтесь со своим ребёнком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя-одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак не памперсами.
Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.
Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно, чтобы не было проблем при расставании с родителями по утрам.
Занимайтесь со своим ребёнком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя-одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак не памперсами.
Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.
Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно, чтобы не было проблем при расставании с родителями по утрам.
Общайтесь с ребёнком, не отмахивайтесь от его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявите заинтересованность в своём ребёнке! И у вашего ребёнка не будет проблем в речевом и умственном развитии.
Старайтесь, чтобы ваш ребёнок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребёнка! Я прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО всё-таки найдите компромиссное решение этой проблеме.
Главное же для ребёнка в период адаптации к детскому саду – это Ваше терпение и любовь.
Не делайте ошибок
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Что делать, если…
...Ребёнок начал ходить в детский сад:
...Ребёнок плачет при расставании с родителями:
Установите тесный контакт с работниками детского сада.
Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду
Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно
Дайте ребёнку с собой в сад любимую игрушку или какой-то домашний предмет
Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства
Поддерживайте дома спокойную обстановку
Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
Не перегружайте ребёнка новой информацией
Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени на эмоционально- личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад- это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.