Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – 1) совокупность особенностей данного биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды; 2) процесс приспособления строения и функций организма к изменяющимся условиям среды.
А. может быть биологической и социальной. Первая направлена на сохранение гомеостаза, вторая включает активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности.
Мнение родителей. Адаптация к детскому саду – большой стресс для ребенка, его нервы напряжены, им требуется разрядка (как и родителям, переживающим за то, что они отдали ребенка в детский сад). Поэтому адаптация ребенка в детском саду или школе – очень большая проблема.
Мнение специалистов. Решающую роль в успешности адаптации играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние ребенка и взрослого.
Проблемная ситуация
Мы были записаны в очередь в детски сад. Когда она подошла, нам позвонили, чтобы сказать об этом. Нас уверяли, что для более мягкой адаптации будут созданы все условия – приводить ребенка можно будет ненадолго, мама первое время находится рядом с ребенком, пока он не привыкнет. Говорили, что ведется специальная работа – игры совместно с родителями и т.д. Мы в это садик не пошли (вообще не пошли пока в садик), зато пошел наш знакомый мальчик. И вся эта налаженная работа по обеспечению мягкой адаптации выглядела так: «Мамочки, оставляем детей, ждем вас в 11.00». Мама нашего знакомого мальчика оставила его и 3 ч гуляла вокруг сада в надежде его увидеть. Пришла забирать. Дети гуляют, а его нет. Спрашивает: «А где мой сын?» Ей отвечают: «Мы его оставили в группе одного посидеть, а то он все время плачет…».
Анализ ситуации. Яркий пример расхождения слова и дела! Понимаете, любой маме самой нужна адаптация, когда она отдает ребенка в сад! Если вы уверены, что сад – это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся. Поэтому нужно не слушать, как вам рассказывают, а сначала приходить на 10 – 15 минут в то время, когда дети играют на прогулке (можно в мае), чтобы ребенок успел с ребятами подружиться. Можно отдать в группу кратковременного пребывания, которая называется «Вместе с мамой». Не во всех садах, конечно.
Варианты решения. Что делать с ребенком в августе (если не успели, то в сентябре):
- родители должны объяснить малышу необходимость пребывания в детском саду, описав преимущества (много игрушек и новых друзей, интересные занятия);
- узнать заранее распорядок дня в группе и приблизить режим ребенка дома к распорядку дня в группе детского сада (это же касается меню – к чему надо привыкнуть), позаботиться о формировании соответствующих навыков самообслуживания;
- в первое посещение привести ребенка только для знакомства с воспитателем, совместного осмотра группы и всего здания, прогулочной территории;
- похвалить воспитателя перед ребенком и объяснить, что если он чего-то хочет, нужно обратиться за помощью к такой хорошей воспитательнице – она сразу поможет;
- предупредить воспитателя, что любит ребенок, и дать малышу с собой любимую игрушку (помните, что для лучшей адаптации ребенка его нужно к этому времени научить трем вещам: самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать и играть с игрушками);
- сначала привести на короткое время (до обеда или до 11.00) и забирать вовремя;
- когда придете забирать, не уводить сразу, а поиграть немного с ребенком в группе (воспитатель может это разрешить), вовлекая его в общение с другими детьми;
- по пути домой или дома всегда спрашивайте его, что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались.
Упреждающие меры. Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца. Наберитесь терпения! И не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не реагируйте на его выходки и постарайтесь не наказывать за капризы. Будьте мягче и ласковей.
Литература.
Энциклопедия педагогических ситуаций / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация к детскому саду »
Адаптация к детскому саду
Ключевое слово и определение
Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – 1) совокупность особенностей данного биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды; 2) процесс приспособления строения и функций организма к изменяющимся условиям среды.
А. может быть биологической и социальной. Первая направлена на сохранение гомеостаза, вторая включает активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности.
Мнение родителей. Адаптация к детскому саду – большой стресс для ребенка, его нервы напряжены, им требуется разрядка (как и родителям, переживающим за то, что они отдали ребенка в детский сад). Поэтому адаптация ребенка в детском саду или школе – очень большая проблема.
Мнение специалистов. Решающую роль в успешности адаптации играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние ребенка и взрослого.
Проблемная ситуация
Мы были записаны в очередь в детски сад. Когда она подошла, нам позвонили, чтобы сказать об этом. Нас уверяли, что для более мягкой адаптации будут созданы все условия – приводить ребенка можно будет ненадолго, мама первое время находится рядом с ребенком, пока он не привыкнет. Говорили, что ведется специальная работа – игры совместно с родителями и т.д. Мы в это садик не пошли (вообще не пошли пока в садик), зато пошел наш знакомый мальчик. И вся эта налаженная работа по обеспечению мягкой адаптации выглядела так: «Мамочки, оставляем детей, ждем вас в 11.00». Мама нашего знакомого мальчика оставила его и 3 ч гуляла вокруг сада в надежде его увидеть. Пришла забирать. Дети гуляют, а его нет. Спрашивает: «А где мой сын?» Ей отвечают: «Мы его оставили в группе одного посидеть, а то он все время плачет…».
Анализ ситуации. Яркий пример расхождения слова и дела! Понимаете, любой маме самой нужна адаптация, когда она отдает ребенка в сад! Если вы уверены, что сад – это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся. Поэтому нужно не слушать, как вам рассказывают, а сначала приходить на 10 – 15 минут в то время, когда дети играют на прогулке (можно в мае), чтобы ребенок успел с ребятами подружиться. Можно отдать в группу кратковременного пребывания, которая называется «Вместе с мамой». Не во всех садах, конечно.
Варианты решения. Что делать с ребенком в августе (если не успели, то в сентябре):
- родители должны объяснить малышу необходимость пребывания в детском саду, описав преимущества (много игрушек и новых друзей, интересные занятия);
- узнать заранее распорядок дня в группе и приблизить режим ребенка дома к распорядку дня в группе детского сада (это же касается меню – к чему надо привыкнуть), позаботиться о формировании соответствующих навыков самообслуживания;
- в первое посещение привести ребенка только для знакомства с воспитателем, совместного осмотра группы и всего здания, прогулочной территории;
- похвалить воспитателя перед ребенком и объяснить, что если он чего-то хочет, нужно обратиться за помощью к такой хорошей воспитательнице – она сразу поможет;
- предупредить воспитателя, что любит ребенок, и дать малышу с собой любимую игрушку (помните, что для лучшей адаптации ребенка его нужно к этому времени научить трем вещам: самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать и играть с игрушками);
- сначала привести на короткое время (до обеда или до 11.00) и забирать вовремя;
- когда придете забирать, не уводить сразу, а поиграть немного с ребенком в группе (воспитатель может это разрешить), вовлекая его в общение с другими детьми;
- по пути домой или дома всегда спрашивайте его, что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались.
Упреждающие меры. Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца. Наберитесь терпения! И не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не реагируйте на его выходки и постарайтесь не наказывать за капризы. Будьте мягче и ласковей.
Литература.
Энциклопедия педагогических ситуаций / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)