kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загородная Татьяна Леонидовна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа  по подготовке детей 6-7 лет "Умные руки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загородная Татьяна Леонидовна»

16


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №133

















Дополнительная образовательная программа

Социально – гуманитарной направленности

по подготовке детей 6-7 лет к школе «Умные руки»

(срок реализации программы- 1 год)







Разработала:

Загородная Татьяна Леонидовна

воспитатель высшей

квалифицированной категории



















Комсомольск-на-Амуре

2023


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Актуальность………………………………………………… 2

  2. Направленность работы кружка……………………………...2


  1. Новизна программы ………………………………………….3

  2. Педагогическая целесообразность ………………………….3

  3. Цели программы…………………………………………….. 3

  4. Основные задачи программы ………………………………..3

  5. Особенности возрастной группы…………………………….3

  6. Принципы построения программы…………………………..5


  1. Методы и приемы обучения………………………………….5



  1. Режим занятий…………………………………………………5



  1. Ожидаемые результаты освоения программы ………………6



  1. Формы подведения итогов реализации образовательной программы

  2. «Умные руки»………………………………………………… 6


  1. Методическое обеспечение……………………………………8


  1. Информационное обеспечение программы…………………..8


  1. Перспективный план ………………………………………… 10


приложение 1

  1. Задания на усложенние ………………………………………..20





















Пояснительная записка


Программа «Умные руки»

Актуальность 

Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.

Актуальность программы заключается   в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  

Современному школьнику очень нужны «умные руки». Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Направленность работы кружка

Программа направлена на формирование условий  для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук,всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Новизна программы«Умные руки» заключается в том, что типовые программы дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по развитию мелкой моторики. Этот вид деятельности используется по усмотрению педагогов на разных занятиях: ИЗО, математике. Данная программа предусматривает развитие мелкой моторики отдельным занятием один раз в неделю. Используются самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Педагогическая целесообразность:

  • Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

  • Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

  • Ориентация педагога на формирование условий  для самореализации и успешной социализации детей, формирования общеинтеллектуальных умений, развития познавательных способностей, расширения кругозора, развития мелкой моторики рук.

  • Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушения зрения и трудностей в овладении письмом.

  Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья.

   Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.


Цели программы: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

- Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие слухового внимания.

- Развитие графического воспроизведения.

Основные задачи:

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Программа рассчитана на один год (детей 6-7 лет). Занятие проводится 1 раз в неделю (четверг) 2 раза в месяц. 16 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Особенности возрастной группы Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

 Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

 Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

  У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

   В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

   Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Принципы построения программы:

  1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
    2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
    3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
    4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

 Методы и приемы обучения

Применяются в комплексе различные методы и приемы:

игровые, показ способа действия, объяснения, совет, указание, вопросы, контроль.

При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие

работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу.

Занятия проводятся с подгруппой детей.

Режим занятий

Учебный план: с сентября 2023г. по май 2024 г.

Количество занятий в месяц – 2

Количество занятий в год – 18

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут.

Структура занятий

1 часть – Упражнения на подготовку руки и глаз к письму. Используется методика подготовки рук к письму разработанная Т.В. Фадеевой). Пальчиковая гимнастика с предметами (Бачина, Коробова: Пальчиковая гимнастика с предметами.).

2 часть - Упражнения на ориентировку в пространстве, графические диктанты. (Е. М Рахманова «Графические диктанты для подготовки руки к письму» рисование по клеточкам, пальчиковая гимнастика, чистоговорки, скороговорки)

3 часть - Упражнения на обучение письму с использованием дидактических игр, штриховки, дорисовывание половинок.

4 Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировку на листе: работа в тетради, графические диктанты.

5 часть - Итог.



Ожидаемые результаты освоения программы.

Ребенок будет знать:

- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

- гигиенические правила письма  (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради); 

- правила работы с тетрадью;

Ребенок будет уметь:

- правильно сидеть за столом во время письма;

- правильно располагать рабочую тетрадь;

- правильно держать карандаш и ручку;

- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

- проводить линии в разных направлениях;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку;

- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Ребенок сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:

Развитие коммуникативных способностей;

Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;

Развитие наблюдательности;

Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

Развитие инициативности и самостоятельности;

Ребенок способен проявлять:

Усидчивость при выполнении работ;

Эмоциональную отзывчивость;

Доброжелательность.


Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Умные руки»

После каждого занятия родители знакомятся с содержанием занятия, имеют возможность посмотреть рабочую тетрадь ребенка и проследить динамику успехов своего ребенка.

Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.

Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

 

Ф.И. ребенка

Развитие мелкой моторики рук

Ориентирование в пространстве

Развитие графических навыков

Копирование образца

штриховка

Графический диктант

1







2







3







4









Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка);

- Завязывание шнурков разной величины

- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

- Продолжить узор по клеточкам

- Д/И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

- задания на листе бумаги в клетку, в линейку

- дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

- графический диктант по словесной инструкции

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов.

Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 27-30 баллов.

Средний уровень - есть 2- 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  14-26.

Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов 5-13.

Методическое обеспечение

Основное оборудование и материалы, позволяющие реализовывать содержание программы:

  • Простой карандаш

  • Цветные карандаши

  • Тетрадь в клетку.

  • Печатные листы с заданиями


Информационное обеспечение программы

Литература:

  1. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.

  2. Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе./ «Логопед», №6, 2004.

  3. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.

  4. Подготовка руки и глаз к письму (методика, разработанная Т.В. Фадеевой).

  5. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

  6. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.

  10. Бачина, Коробова: Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997

  1. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970

  2. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970














Перспективный план




















Этапы занятия

Подготовка руки и глаз к письму (методика, разработанная Т.В. Фадеевой).


Ориентировка в пространстве

Обучение письму с использованием дидактических игр, штриховки, обводилки, шаблоны для вырезания

Работа в тетради (клетка)

Занятие 1

1. Упражнения для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

  1. Упражнения для рук и пальцев САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении

между ладонями и выполняет функции массажера.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш только мягкими частями

ладоней.











Занятие 2

Упражнения для глаз:

«Осень»

(Выполняют круговые движения глазами

Выполняют движения глазами влево – вправо

Выполняют движения глазами вверх – вниз)

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа – ели.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!



Упражнения для рук и пальцев:1.«Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.


Графический диктант под диктовку








Занятие 3

  1. Упражнения для глаз: Автобус.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

  1. Упражнения для рук и пальцев САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится

в вертикальном положении.

Содержание упражнения:

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперед-

назад, слегка нажимая на нее.



Графический диктант под диктовку




Занятие 4

  1. Упражнения для глаз:

Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали -Поморгать глазами.

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно - Посмотреть влево – вправо.

Ах, как солнце высоко - Посмотреть вверх.

Мы глаза сейчас закроем - Закрыть глаза ладошками.

В классе радугу построим - Посмотреть по дуге вверх -

Вверх по радуге пойдем - Вправо и вверх – влево.

Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево

А потом скатимся вниз - Посмотреть вниз.

Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.


  1. Упражнения для рук и пальцев:

«Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.



Графический диктант под диктовку








Обведи рисунок





Занятие 5

  1. Упражнения для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)




  1. Упражнения для рук и пальцев:

«Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

«На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.



Графический диктант под диктовку




Обведи рисунок
















Занятие 6



  1. Упражнения для глаз:

Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали -Поморгать глазами.

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно - Посмотреть влево – вправо.

Ах, как солнце высоко - Посмотреть вверх.

Мы глаза сейчас закроем - Закрыть глаза ладошками.

В классе радугу построим - Посмотреть по дуге вверх -

Вверх по радуге пойдем - Вправо и вверх – влево.

Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево

А потом скатимся вниз - Посмотреть вниз.

Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.

  1. Упражнения для рук и пальцев:

«Вертушка», берем карандаш держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.


Графический диктант под диктовку










Упражнение дорисуй


















Занятие 7

  1. Упражнения для глаз:

«Часовщик»

Часовщик, прищурив глаз (один глазик прикрыли),
Чинит часики для вас (оба глаза прищурить, после открыть).Упражнения для рук и пальцев:

  1. Упражнения для рук и пальцев:

«Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш




Графический диктант под диктовку








Занятие 8


  1. Упражнения для глаз: «Кошка»

Вышла кошка на карниз, Посмотрела кошка вниз.
Глаз направо отвела, Посмотрела на кота.
Улыбнулась, потянулась,И налево повернулась.
Муху взглядом провела, И прищурила глаза.


  1. Упражнения для рук и пальцев:

САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она

оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.


Графический диктант под диктовку



Занятие 9

  1. Упражнения для глаз:

«Веселый мяч».
Веселый мяч помчался вскачь.(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород, Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота, (Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.(Закрывают глаза.)

  1. Упражнения для рук и пальцев:

«ПРУЖИНКА»

Исходное положение:

Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев.





Работа в тетради





Занятие 10

  1. Упражнения для глаз: Автобус.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

  1. Упражнения для рук и пальцев:

«СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ»

Исходное положение:

Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием

большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении.



Дорисуй вторую половину




Занятие 11


  1. Упражнения для глаз:

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

  1. Упражнения для рук и пальцев:

«КРЮЧКИ» Вариант А

Исходное положение:

Карандаш, находящийся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить

указательными пальцами за концы и так удерживать.


Графический диктант под диктовку



Дорисуй вторую половину





Занятие12

  1. Упражнения для глаз: «Щенок»

Я щенка нарисовал, милого, смешного (глазами нарисовать большой круг)

В целом мире не найти друга мне такого! (глазами нарисовать малый круг)

Он протягивает лапу         (по траектории восьмерка).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа          (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет весёлый (посмотрим глазами налево)

Убегает вдаль река            (посмотрим вниз).

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам          (поднимем глаза вверх).


  1. Упражнения для рук и пальцев:

«КРЮЧКИ» Вариант Б

Исходное положение:

Держать в горизонтальном положении карандаш по центру указательным пальцем

одной руки.


Графический диктант под диктовку



Дорисуй вторую половину






Занятие13

  1. Упражнения для глаз: Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею беги!

  1. Упражнения для рук и пальцев:

«НАСОС»

Исходное положение:

Зажать карандаш в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы

небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.


Графический диктант под диктовку




Дорисуй вторую половину






Занятие14

  1. Упражнения для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

  1. Упражнения для рук и пальцев:

«КАЧЕЛИ»

Исходное положение:

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.



Дорисуй вторую половину



Занятие15


  1. Упражнения для глаз: «Кошка»

Вышла кошка на карниз, Посмотрела кошка вниз.
Глаз направо отвела, Посмотрела на кота.
Улыбнулась, потянулась,И налево повернулась.
Муху взглядом провела, И прищурила глаза.


  1. Упражнения для рук и пальцев:

«ЦИРКАЧ»

Исходное положение:

Держать горизонтально расположенный карандаш за конец указательными и

большими пальцами обеих рук. Свободная часть ручки смещена в сторону.



Упражненре на внимание


Дорисуй вторую половину





Занятие16

  1. Упражнения для глаз: «Щенок»

Я щенка нарисовал, милого, смешного (глазами нарисовать большой круг)

В целом мире не найти друга мне такого! (глазами нарисовать малый круг)

Он протягивает лапу         (по траектории восьмерка).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа          (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет весёлый (посмотрим глазами налево)

Убегает вдаль река            (посмотрим вниз).

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам          (поднимем глаза вверх).



  1. Упражнения для рук и пальцев:

«ТРУДОЛЮБИВЫЙ МУРАВЕЙ»

Исходное положение:

Зажать карандаш между указательным и средним пальцами.

Содержание упражнения:

Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края,




Упражненре на внимание

Дорисуй вторую

половину


Занятие17

Упражнения для глаз:

«Самолёт»


Упражнения для рук и пальцев «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – с юга птицы прилетели!

(кристить кисти рук – птицы машут крыльями)

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (загибают в кулачок пальчики)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (скрестить большие пальцы, помахать ладошк

Соедини очки



Отгадай слово


Занятие18

Упражнения для глаз:

«Послушные глазки Буратино»


Упражнения для рук и пальцев «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – с юга птицы прилетели!

(кристить кисти рук – птицы машут крыльями)

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (загибают в кулачок пальчики)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (скрестить большие пальцы, помахать ладошк



























приложение 1

Задания на усложенние:



















Впиши в клеточки буквы и прочитай слово







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Загородная Татьяна Леонидовна

Автор: Татьяна Леонидовна Загородная

Дата: 19.09.2023

Номер свидетельства: 636778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о безопасном поведении в окружающем мире"
    ["seo_title"] => string(101) "formirovaniieudietieidoshkolnoghovozrastapriedstavlieniiobiezopasnompoviedieniivokruzhaiushchiemmirie"
    ["file_id"] => string(6) "295001"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455771887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "МДОУ № 133 г. Комсомольск - на - Амуре Загородная Татьяна Леонидовна, воспитатель"
    ["seo_title"] => string(72) "mdou_133_g_komsomolsk_na_amure_zagorodnaia_tatiana_leonidovna_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "535310"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578790400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Загородная Татьяна Леонидовна"
    ["seo_title"] => string(32) "zagorodnaia_tatiana_leonidovna_1"
    ["file_id"] => string(6) "640283"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1700548491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства