Приобщение детей к истокам русской народной культуры с использованием макета русской избы. Уточнить и закрепить знания детей о русской избе и традиционных и традиционных предметах русского быта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В гости к Хозяюшке»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы
«В гостях у Хозяюшки»
Подготовили:
Чеснокова Татьяна Валерьевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Пешачева Наталья Владимировна
Воспитатель
Новосибирск 2019 г
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа: средняя
Тема НОД: «В гостях у Хозяюшки» (с использованием технологии макетирования)
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: - приобщение детей к истокам русской народной культуры с использованием макета русской избы
Задачи: уточнить и закрепить знания детей о русской избе и традиционных предметах русского быта;
-создать условия для формирования умений детей отгадывать загадки;
- обогащать словарный запас детей, знакомить детей с устаревшими словами (изба, , ухват,коромысло,печь) и понимать их значение;
-приобщать детей к истокам народной культуры;
-развивать у детей интерес к прошлому своей страны, используя малые формы устного народного творчества (загадки, потешки ) ,
- воспитывать любовь к своей стране, к ее традициям и обычаям.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, решение проблемных ситуаций, дидактическая игра»«Отгадай что есть в избе», « Отгадай загадку» Х.И « Платочек» .
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: макет русской избы, сундук, прялка, коромысло, ухват.
Материалы: мини-макеты предметов русской старины (русская печь, лавки, люлька, самовар, ухват, деревянные ложки, аудиозаписи ,«Во кузнице».
Примерное содержание
непрерывной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
I. Вводная часть
Создание психологического климата
Воспитатель приветствует детей, предлагает встать в круг и подарить улыбки. Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
А потом играть начнём (замечают на лавочке сундучок)
Постановка проблемы
Воспитатель обращает внимание на странный сундучок.
Откуда он здесь взялся? Хотят ли дети узнать ,что в нём находится? Как открыть сундучок?
Воспитатель предлагает вспомнить и произнести волшебные слова: Сундучок, сундучок разукрашенный бочок, свою крышку открывай нас скорее удивляй!
Воспитатель: А куда мы попали? Обращает внимание на макет избы:» Смотрите, дети, дом какой-то деревянный, таких уже не строят давно, мебель не как у нас.
Ответы детей. Дети высказывают предположения, что они попали
Воспитатель ведёт беседу о том, что раньше, в старину, жилища строили из бревен и такие дома назывались – избами. В избе жили хозяин, хозяйка с малыми детушками. А в избе, было много предметов – помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день .
II Основная часть
Постановка проблемы
Воспитатель обращает внимание на беспорядок в горнице: «Горница здесь небольшая, Да красивая какая. А где же хозяева Ой, что же здесь случилось?
Какой здесь беспорядок вещи разбросаны.
Хозяева придут домой, расстроятся. Что делать, как исправить ситуацию?
Дети предлагают навести порядок
Д.И. « Отгадай что есть в избе…»:
Воспитатель предлагает взять предмет, рассказать о нём и поставить на своё место.
Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, ребята, навели порядок. Ну что, же, осмотрели избу мы…
Эй, хозяева, где вы?»
(под русск. нар. песню выходит Хозяюшка)
Хозяюшка: Здравствуйте, детишки, Девчонки, да мальчишки. Спасибо, что мимо не прошли, Ко мне в гости зашли.
Хороводная игра «Платочек»
Проходите, не стесняйтесь, Поудобнее располагайтесь!
Дети здороваются с Хозяюшкой
Чтение потешек
Вос-ль: А наши дети знают много интересных потешек! Давайте расскажем их Хозяюшке.
Дети читают потешки:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Хозяюшка благодарит детей : Ай, да молодцы! Такие интересные и весёлые знаете потешки!
А загадки любите отгадывать?
Игра « Отгадай загадку»
Хозяюшка загадывает загадки и предлагает выбрать картинку с отгадкой предметах быта:
Выпускает жаркий пар Древний чайник….
(самовар).
2. Чугунок очень рад, Что его схватил …(ухват) 3. Воду он носил с утра, Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло Держит ведра…(коромысло).
4.Он по горнице гуляет, Пыль и мусор собирает… (веник) 5.Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. Влезут дети по полати У печи оставят… (лапти)
Дети отгадывают загадки
III. Заключительная часть
Рефлексия
Хозяйка: Ох, я развеселилась, расплясалась, а про баранки забыла, я ведь специально для вас в печку их поставила. (достаёт из печи баранки).
Вы давно баранок не ели? Вы баранок захотели? Напекла я их поесть Сотен пять, а может шесть
Угощение на славу, А гостям на забаву.(угощает детей) Ребятки, а ведь у меня есть маленький дружочек, живёт за печкой, защищает от всего плохого дом, он не любит ленивых. И сам помогает заниматься домашней работой. Отгадайте, как его зовут. Хотите познакомиться с ним. А вот придёте к нам в следующий раз в гости, вас и познакомлю. Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь
Говорю вам: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч.
Литература:
1. Бударина Т.А, Куприна А.С., , Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. -Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1987г.
3.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.