Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с историей утюга. При разработке педагогического мероприятия была взята за основу структура технологии «Ситуация». Для повышения активности детей используются игровые и информационно-коммуникативные технологии. В ходе образовательной ситуации актуализируются и дополняются представления детей о бытовых предметах и их назначении.
Ход:
Введение в ситуацию.
(На экране включена видеозапись, дети замечают ее)
Дети (Д.): Ребят, смотрите, на экране кто-то появился!
Воспитатель (В.): Какие вы внимательные. К нам пришло видеописьмо, но я не знаю от кого оно. А вы знаете?
Д.: Нет, но нам очень интересно узнать.
В.: И мне интересно. Тогда посмотрим.
Видеозапись: «Ребята я инопланетянин Сёма, из далёкой планеты. Мы на нашей планете узнаём, как появились различные вещи. На вашей планете я обнаружил вот такой предмет, которого никогда не видел. Я хотел сделать альбом, о том, как появился этот предмет, и подарить своему лучшему другу на день рождения. Но без вашей помощи я не справлюсь, помогите, мне, пожалуйста».
В.: Дети, поможем Семе?
Д.: Да, поможем.
В.: А вы сможете?
Д.: Конечно сможем.
Актуализация знаний.
Дидактическая игра «Бытовые предметы».
В.: Ребята, сейчас мы с вами отправимся к стене знаний, но отправиться мы сможем только парами (девочка и мальчик, так как мальчик джентльмен, он должен взять девочку за правую руку). Отправляемся.
В.: Посмотрите, что изображено на нашей стене знаний?
В.: А как можно назвать все эти предметы одним словом?
Д.: Бытовые предметы.
В.: А теперь возьмите, каждый по одной карточке, и назовите, для чего служит этот предмет. Егор, что у тебя изображено на карточке?
Егор: Утюг.
В.: Для чего он нужен.
Д.: Утюг нужен для глажки одежды.
В.: Да, правильно (далее проводится аналогичная работа с другими предметами).
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
В.: Ребята, посмотрите на картинки. Сема не знает, какой их этих предметов лишний. Поможем ему в этом разобраться. Ника, назови, пожалуйста, какие предметы ты видишь.
Ника: Миксер, электрочайник, газовая плита, утюг.
В.: Верно. Ребята, что здесь лишнее?
Д.: Лишний утюг, так всё остальное используется на кухне.
В.: Следующая серия картинок. Артем, назови их, пожалуйста.
Артем: Стиральная машина, утюг, пылесос, дрель.
В.: А тут что лишнее?
Д.: Лишняя дрель, Так всё остальное использует мама для уборки квартиры).
2.3 Игра: «Коробка для утюга»
Дидактические задачи:
1) Активизировать знания детей находить и совмещать различного вида силуэты предметов, по форме и размеру, развивать внимание.
Перед вами коробки для утюгов. Каждый из вас возьмёт один утюг, и найдёт для него свою коробку.
Вот все утюги в своих коробках.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: 1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
– Ребята, теперь мы пройдем к столу, и поможем сделать подарок Сёме для его друга.
(перед детьми листы с рисунками «эволюции утюга»)
– Смогли вы сделать подарок? (Нет)
– Почему не смогли? (Не знаем, как сделать альбом)
– Значит, что нам нужно узнать? (Как появился утюг).
4.«Открытие» нового знания
Дидактические задачи: 1) совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает» (проконсультироваться со специалистом);
– А что же нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Прочитать в книге, из интернета, спросить у того кто знает)
– Как мы можем это узнать?
– Кто же нам может помочь? (Взрослые)
– У кого вы можете спросить? (У воспитателя)
- Я вам предлагаю отправиться по реке времени и узнать, как же появился утюг (Презентация).
– Долго плыл по реке времени наш утюг, пока стал таким, как сейчас.
– Удивительно, но предшественником утюга, были обычные плоские камни, на которые клали мокрую ткань или шкуру, и придавливали другим камнем, как прессом. Так оставляли на длительное время.
– Позже вещи стали гладить с помощью скалки и рубеля.
Так как, одежду раньше делали из грубых, прочных тканей, придумали такое приспособление, как рубель. Бельё наматывали на скалку, а ребристым бруском – рубелем – раскатывали неровности. У рубеля одна сторона рифленая. Ей и катали по белью. Катали очень-очень долго и с очень большим усилием. Белье становилось намного белее, мягче, поэтому и говорили «не мытьем, так катаньем».
– Потом придумали угольные утюги, чтобы они быстро не остывали. Еще их называли паровыми. В средину утюга клали угольки, а для того чтобы они горели, делали дырочки.
– Иногда делали утюг с трубой, чтобы легче было раздувать угли, а угольки не выпадали через дырочки внизу, и не прожигали вещи. Были с двумя трубами, иногда для красоты мастера делали трубу в виде животных.
– Затем, вместо угольков стали делать сменные болванки из чугуна. Их не надо было раздувать, и легко менять.
– А потом, их полностью заменили литые чугунные утюги, их ставили на печку, нагревали и гладили, затем стали делать утюги со сменными ручками, для того чтобы одним гладить, а второй нагревался.
– Им на смену пришли спиртовые и керосиновые утюги. Они были на много легче, но дороже. К устройству прикреплялась металлическая коробочка, в которую наливали спирт или керосин. Тонкие трубочки внутри утюга крепились к коробочке со спиртом. Топливо лилось по ним внутрь, затем поджигалось вручную и сгорало.
– Позже появились электрические утюги, но они отличались от современных.
–Сейчас современных утюгов великое множество: с проводом и отпаривателем, беспроводные, вертикальные отпариватели, разных цветов и размеров.
Уже разработаны утюги будущего, но они пока в единственном экземпляре.
– Ребята, предлагаю вам с помощью реки времени разложить картинки в правильном порядке
Альбом для друга
(Дети выполняют задание).
Ребята, давайте расскажем инопланетянину Сёме, как мы выбирали последовательность картинок.
(сначала обложку, затем камни, потому что это предшественники утюга, потом скалку и рубель, затем угольный, чугунный, спиртовой, электрический и современный)
Воспитатель передает альбом Сёме. (Кладет альбом под телевизор)
– Вот Сёма альбом для твоего друга.
Сёма (с экрана): Спасибо ребята! Я бы без вас не справился, я подарю этот альбом своему лучшему другу, и расскажу ему, что этот подарок не только от меня, но и от вас, мои друзья.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи:
- Сформировать представление детей о правилах пользования утюга.
- Закреплять правила пользования пожароопасными предметами.
5.1. Игра «Польза и вред».
Дидактические задачи:
1) Сформировать представление детей о правилах пользования утюга.
2) Развивать связную речь детей.
Оборудование: карточки зелёного и красного цвета.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Польза и вред». Сейчас вы все, вытяните по карточке, и те, кто вытянет зелёную карточку, расскажет о пользе утюга. А те кто красную, расскажут о вреде утюга. (Утюг делает вещи не мятыми, опрятными, нарядными, красивыми) (Утюг может прожечь дыру в одежде, ударить током, обжечь, устроить пожар)
5.2. Игра «Как нужно обращаться с утюгом»
Дидактические задачи:
Закреплять правила пользования пожароопасными предметами.
Воспитатель читает стихотворение:
«Каждый знает, что утюг
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
И рубашки, и штанишки,
Гладит он для вас, детишки,
Но запомните друзья,
Что играть вам с ним нельзя!»
- Как нужно обращаться с утюгом, чтобы не случилась беда?
Дети: Пользоваться утюгом могут только взрослые. Нельзя оставлять утюг включенным. После того как погладили, нужно ставить утюг на специальную подставку. Держать утюг только за ручку; не касаться его подошвы, когда он нагрет до высокой температуры. Нельзя наливать воду в утюг, если он включен.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.
– Ребята, что вы сегодня сделали? (помогли Сёме сделать альбом об истории утюга для друга)
– Что больше всего понравилось на занятии?
– За что можете себя похвалить?
– Я, вас тоже хочу похвалить? Вы все сегодня хорошо поработали.