Обучение грамоте: «Театральная азбука» Задачи: - Формировать представление о театральном искусстве. - Развивать творческие способности детей. - Познакомить с понятием: «Театр», с театральными терминами. - Способствовать развитию речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики. Ход: Сегодня у нас необычное занятие. Говорить мы будем о театре. - «Долгожданная встреча настала, Вас в театр приглашаю! - Театр – Это шутки, краски, это жизнь и свет, Это драмы, комедии, сказки, Это праздник души без конца! - Окунёмся в этот удивительный мир театра! - Театры бывают разные : 1. Если артисты поют, не разговаривают, согласовывают свои действия и поступки с музыкой – это опера 2. Где не поют, танцуют, выражают движения в танцах – балет 3. Если речь, пение и танец объединены в одном музыкальном произведении – это оперетта 4. Кукольный театр – где зрители смотрят не на живого артиста, а на управляемых ими кукол 5. Театр – в котором объясняются только жестами, мимикой – пантомима 6. Драматический театр – это где артист разговаривает, действует, двигается как в реальной жизни, облачённые в костюмы, с гримом. - Театр – это особый мир! Там есть зрительный зал – ряды стульев, кресел, который называется – партер, что в переводе означает на земле Люди, которые играют в театре – артисты или актёры. Стать хороший актёром нелегко. Необходимо владеть мимикой, то есть выражением лица, передавать настроение героя, но владеть надо так же и жестами – движение рук, головы. - Вот сейчас мы с вами и поработаем над мимикой и жестами. «Вкусный арбуз» - я говорю, а вы мимикой и жестами покажите: Мама купила большой, круглый арбуз. За обедом его разрезали и каждому дали по большому сочному куску. Покажите, как едят вкусный арбуз. «Мне грустно» : Целый день идёт дождь. Мальчик сидит у окна и грустит. Покажите это. «Ем лимон» Представьте, что вам дали лимон, разрезали его части и предложили съесть его. Покажите, какой он? Физминутка: Отдохнём! Вышел клоун на арену – руки поднять, махать Поклонился всем со сцены – наклоны головой Вправо, влево и вперёд – поклоны, вращение туловищем Поклонился всем как мог – придумать свой оригинальный поклон) Вос-ль: «Что можно, что нельзя делать в театре? (опаздывать, мешать друг другу, соблюдать тишину, разговаривать по телефону, что-то есть в зале). - Да, ребята, в зале надо вести себя тихо, чтобы другим зрителям не мешать смотреть спектакль. Но ещё, в театр надо приходить опрятным. - Перед театром всегда висит красивый плакат, на котором с помощью рисунков, фото изображено, кто выступает, как называется спектакль, дата, время проведения спектакля. - Как называется этот красивый плакат? - Если этот спектакль, показывают первый раз – называется премьера - Что нужно сделать, чтобы попасть на спектакль? (купить билет в кассе) - Кто продаёт билеты в кассе? (продаёт билеты в кассе – кассир) Ребё нок : Ты к окошку подойди, Ему деньги протяни, И в окошечко в ответ, Отдаёт тебе билет. - Что указано на билете? (картинка – билет) (ряд, место, и с одной стороны билета слово «контролёр») - Что происходит при входе в театр? (билет проверяет билетёр и отрывает одну часть у билета) - Если плохая погода, вы одеты по погоде, можно в одежде заходить? Куда мы должны деть свою одежду? (снять и сдать в гардероб) - Как называется человек, принимающий вашу одежду? (его профессия – гардеробщик) - Что он даёт вам взамен? Для чего? (номерок, чтобы люди не смогли забрать чужую вещь) – картинка «номерок» - С билетом, войдя в театр, мы теперь кто? зрители - И так мы отправляемся с вами в зрительный зал - В зрительном зале – сцена - Сцена закрыта занавесом - Занавес или раздвигается или поднимается. Перед сценой, располагается специальное помещение для оркестра, который сопровождает спектакли музыкой- это помещение называется – оркестровая яма Человек, который руководит этим оркестром – дирижёр. Декорациями занимается – художник декоратор (картинка декорации) Звук к спектаклям – фонограмму готовит звукооператор - Это создание на сцене шума дождя, свиста ветра, рокот волн, гул толпы людей. - Артисты, актёры, это люди, которые играют какую-либо роль в спектакле: Ребё нок: Он по сцене ходит, скачет, То смеётся он, то плачет! Хоть кого изобразит, - Мастерством всех поразит! И сложился с давних пор Вид профессии - ….Актёр - Актёры перед спектаклем надевают костюмы, соответствующие данному спектаклю, как мы с вами, когда играем роли в сценках. Готовит, шьёт эти костюмы – Костюмер - Чтобы сыграть свою роль и соответствовать образу, надо ещё нанести грим. Этим занимается гримёр - Какой спектакль поставить, следит за репетициями, что происходит на сцене – этим и занимается. - Режиссёр - Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актёров, в случае необходимости подскажет слова – это Суфлёр - Всё что можно увидеть на сцене: весит, стоит – это Реквизит - У спектакля бывает два, три действия. Между ними бывает перерыв, он называется – Антракт - В антракте зрители выходят в фойе театра, идут все по своим делам, по звонку возвращаются в зал на свои места. - Вот и мы сейчас станем актёрами, и разыграем небольшую сценку «Маленькая прачка» с помощью жестов и мимики. Сценка «Маленькая прачка» ( две плоские куклы: девочка, филин) - Вы будите отвечать вместе с филином, показывая мимику и жесты, словоподражание «Чу-чу-чу» - Привет, серый пыльный филин! (кукла девочка) Филин (спокойно, с любопытством) Чу-чу-чу! - Хочешь чистым будешь, Филин! Филин (одобрительно) Чу-чу-чу! - Будешь, Филин, не в пыли! Филин (радостно) Чу-чу-чу! - Ты доволен будешь, Филин! Филин (довольно) Чу-чу-чу! - Я тебя полью водой! Филин (раздумывает) Чу-чу-чу! - Накрахмалю, выжму крепко! Филин : (хмурится) Чу-чу-чу! - Порошком тебя помою! Филин (удивлённо) Чу-чу-чу! - И повешу на прищепки! Филин (злобно) Чу-чу-чу! - Будешь Филин не в пыли! Слышишь, Филин? Филин (думает) - Где ты, Филин? Филин (прячется, присев, закрыв лицо руками) - Ни в лесу! Ни на лугу! Ни чу-чу! (кукла ищет) Филин: (палец указательный к губам – знак молчания) -Понравилось играть с Филином и Куклой? (да) Все старались изображать Филина правильно мимикой и голосом, движением. Сценка наша закончилась. Что должно прозвучать? Аплодисменты – все хлопают - Наше время истекло. Сегодня вы много интересного узнали о театре, давайте все скажем: Все: «Дружно скажем До свиданья! И помашем на прощанье. Нам не долго встречи ждать! Мы придём сюда опять! До свиданье! До свиданье! 2. А) Разгадывание загадок про персонажей сказок Б) Угадывание «Сказочные персонажи» - по выразительному исполнению сказочного героя. Фото |