Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Игра – это свободная деятельность детей, которая способна полностью захватить играющего. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению. Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно – детям.
Игра выполняет множество функций в плане развития речи:
формирование мотивации к процессу говорения;
воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
пополнение и активизация словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
совершенствование монологической и диалогической форм речи;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
МБОУ СОШ № 18
(дошкольное отделение «Семицветик»)
Доклад на тему
«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
Выполнил: воспитатель
Максимова И. В.
Серпухов, 2023г.
«Для детей дошкольного возраста игра имеет
исключительное значение: игра для них - учёба,
игра для них - труд, игра для них - средство
воспитания, игра для дошкольников - способ
познания окружающего».
Н. К. Крупская.
Игра – это свободная деятельность детей, которая способна полностью захватить играющего. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению. Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно – детям.
Игра выполняет множество функций в плане развития речи:
формирование мотивации к процессу говорения;
воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
пополнение и активизация словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
совершенствование монологической и диалогической форм речи;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно- ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе неё ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т. д. В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для не говорящих детей. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т. д. Но дети используют в игре ещё и предметы-заместители (палочки, кубики, и т. д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Любая дидактическая игра развивает и речь.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
Есть ещё один тип игр – развивающие игры. Книжки-раскраски, шнуровки, лото, конструкторы «Лего», игры-пазлы. Они развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка. Развивающих игр очень много.
Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.