Вводная часть:
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством
которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.
К частным задачам можно отнести:
— повышение эмоционального настроя детей;
— формирование двигательной культуры;
— совершенствование чувства ритма и музыкальности.
Основная часть – нагрузочная:
-различные наклоны, выпады, приседания;
— упражнения в партере для развития гибкости, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног;
— танцевальная разминка, которая включает в себя элементы народного, эстрадного и других видов танца.
Завершается занятие упражнениями на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.
Веселая музыка на занятиях и высокая двигательная активность создают у детей положительный эмоциональный фон.
Театрализованная ритмопластика — это чтение сказки по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий.
В основу занятий входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский.
Игровые упражнения:
1.» Котята».
Взрослый читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь? »
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Ребенок, послушав песенку, по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.
2. Жадный пес.
Взрослый читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам —
Гам-гам-гам!
Затем ребенок имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов.
Это упражнение научит ребёнка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
3. «Мэри»
У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал её правый башмак
(7 хлопков)
В одном она скачет,
И жалобно плачет,-
Нельзя без другого никак!
(7 хлопков)
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере
(вперёд 7 шагов)
Ботинок для правой ноги
(3 хлопка)
Сошьём тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!
(7 шагов назад)
4.» Дерево».
Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось. Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
5.»Роза»
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
6.» Лягушка».
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
7.»Лебедь».
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
?8. «Дюймовочка умывается» (Е. Железновой)
Дети сбивают капельки росы, умываются, стряхивают с ладошек капельки.
Ребята, Дюймовочка просила навестить её друзей, давайте отправимся в путь.
9.«Весёлое путешествие» (муз. Е. Зарицкой)
Дети выполняют движения.
1. Идут осторожным шагом, чтобы не потревожить муравьёв.
2. Перед нами ручеек – легкий бег змейкой.
3. Подлезание под ветвями деревьев, перешагивание.
Путь наш был долгим, трудным, давайте присядем, отдохнем на лесной опушке, послушаем лесные звуки, понаблюдаем за лесными жителями. А вот и первая встреча. Посмотрите, какой трудолюбивый паучок!
10. «Паутина» (муз. Е. Железновой)
На вступление и заключение музыки дети плетут пальчиками паутинку, как паучки. На протяжении всей музыки – дети, двигаясь «змейкой» по залу, «плетут паутину».
11.»Линейка»
Дети строятся в шеренгу «по-одному». Повторяется вслух счёт до восьми. Включается музыка. Все вместе, считая вслух, дети делают восемь шагов вперёд, семь назад, шесть вперёд, пять назад и т. д. (обратно-поступательные движения), на счёт «один» - останавливаются. Упражнение закончено. С начала музыкальной фразы всё повторяется.
Построение в колонну по 5.
12. «Зеркало»
Под музыку дети повторяют за педагогом «в зеркальном отображении», стараясь не пропустить ничего и успеть, «один к одному». Все хором считают: «раз-два-три», на счёт «раз-два» - хлопают в ладоши, на счёт «три» - принимают позу, показанную педагогом.
13. «Ухо-нос»
На счёт «раз» - правая рука указательным, большим и средним пальцами – щепочкой касается носа, левая рука, образуя перед лицом «крестик», щепочкой из трёх пальцев касается правого уха.
На счёт «два» -хлопок перед собой.
На счёт «три» - руки симметрично поменять местами.
На счёт «четыре» - снова хлопок перед собой.
14. «Растяжка»
И.П.: сидя на полу, ноги вместе
В: 1-3 - наклон вниз, потянуться, достать руками носочки
4 – И. П. (6р. )
15. «Бабочка»
И.П.: сидя на полу, колени согнуть в стороны, стопы соединить вместе, руками взяться за носочки.
В: опускать и поднимать колени (бабочка машет крылышками)
(8р. )
16. «Неваляшка»
И.П.: тоже
В: наклон вправо-влево (по 5р. в каждую сторону)
17. «Велосипед»
И.П.: лёжа на предплечьях
В: круговые вращения ногами вперёд, назад (20р.)
18. «Осьминоги»
И.П.: лёжа на спине, руки вдоль туловища
В: 1. поднимание вверх рук, ног, потрясывание ими
2. И. П. (6р. )
19. «Самолёты»
И.П.: лёжа на животе, ноги вместе, руки под подбородком
В: 1. руки в стороны, приподнять голову, плечи вверх
2. И. П. (8р. )
20. «Звёздочка»
И.П.: лёжа на спине, ноги врозь, руки в стороны
В: «утро наступило, звёздочка погасла» ноги вместе, руки вдоль туловища
- «ночь, звёздочка сверкает на небе», ноги врозь, руки в стороны
(8р. )
21. «С фонариками»
Дети двигаются под музыку разного характера, изображая движением игровой образ.(гном веселый, грустный, бодрый). Во время музыки начинает мигать фонарик. Нужно собраться около него.
22.«Кто тише передаст музыкальные инструменты»
Дети строятся в две колонны, у каждой команды - набор шумовых инструментов: бубен, маракас, бубенцы, трещотка, колокольчик. Нужно передавать инструменты друг другу, последний складывает их в линию. Чья команда быстрее и тише передаст, играет под музыку своим оркестром.
23.«Зимние забавы»
1.Взявшись за руки, ведем хоровод вокруг воображаемой елки (звучит фонограмма).
2.Музыка-стоп: дети по очереди выполняют задание – изображают ответ на вопрос «Что делают, чем занимаются, как отдыхают зимой.».
1 вариант – по словесному определению учителя.
2 вариант – придумывают сами.
3 вариант – одни изображают – другие отгадывают.
Предполагаемые сюжеты: катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки, катание с горки, построение снежных скульптур, снеговика и т.д.
5-10 минут.
24«Елочка»
1.Взявшись за руки ведем хоровод вокруг елочки (фонограмма).
2.Музыка – стоп: дети по очереди изображают пластические игрушки, которыми украшена елка, которые стоят под елкой, новогодние подарки.
1. По подсказке учителя.
2. Придумывают сами.
3. Одни показывают – другие отгадывают.
5-10 минут.
Точность пластического изображения у детей постоянно должна корректироваться.
Нужно фантазировать, подсказывать словом и жестом.
Использовать новогодние песенки и мелодии.
25.«Топ-топ-хлоп-хлоп»
1.Звучат по очереди 3 музыкальных фонограммы.
1 задание – протопать, прохлопать, прошагать в ритме, темпе и характере музыкального эпизода вместе и по показу учителя все три рисунка по очереди.
2 задание – учитель задает рисунок, дети повторяют самостоятельно.
3 задание – дети совершают самостоятельное импровизированное движение в ритме и характере музыкальной темы.
Варианты музыкальных тем:
1. «Африка».
2.«Карнавал».
3. «Топотушки».
РИТМОПЛАСТИКА.ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Содержание:
1.Котята.
2.Жадный пес.
3.Мэри.
4.Дерево.
5.Роза.
6.Лягушка.
7.Лебедь.
8.Дюймовочка улыбается.
9.Веселое путешествие.
10.Паутина.
11.Линейка.
12.Зеркало.
13.Ухо-нос.
14.Растяжка.
15.Бабочка.
16.Неваляшка.
17.Велосипед.
18.Осминог.
19.Самолеты.
20.Звездочка.
21.С фонариками.
22.Кто тише.
23.Зимняя забава.
24.Елочка.
25.То-топ-хлоп-хлоп.