kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел.

     Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять в руки краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ »

РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ


Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел.

Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять в руки краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции.

Выбор цветов расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный – печаль, а серый – беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. Зеленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.

Итак, рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Используя рисуночную терапию в своей работе, психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить ребенку (взрослому) возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Обычно темы охватывают:

  1. Отношения к самому себе, своей семье (« Я в прошлом», «Я такой, какой есть», « Мой обычный день», « Я дома», « Мой мир», « Ситуации в которых я чувствую себя неуверенно»; « Я и мои дети», « Моя главная проблема в общении с детьми»).

  2. Абстрактные понятия (« Одиночество», « Страх», « Любовь», « Три желания», « Остров счастья»).

  3. Отношения к группе (« Что я хотел и что получил от работы в группе», « Что я дал группе»).

На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:

- каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом – автор;

- на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования;

- вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему. По окончании работы обсуждается вклад каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы;

- дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т.д.

Готовые рисунки можно демонстрировать одновременно все, сравнивать их, находить общее и отличия в содержании.

Можно анализировать каждый рисунок отдельно, передавая его из рук в руки, высказываться по очереди о его психологическом содержании.

Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу.

Вначале члены группы рассказывают, что, на их взгляд, хотел изобразить автор, каков его замысел, какие чувства вызывает рисунок. Затем сам автор рассказывает о собственном замысле.


Литература по методике рисуночной терапии:

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989

  2. Кратохвил С. Биографическая, тематическая и интеракционная ориентация в групповой психотерапии. Л., 1976

  3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1988.

  4. Бурковский Г.В. и др. Исследование изобразительного творчества в психотерапии. Л., 1982.


























БИБЛИОТЕРАПИЯ


Библиотерапия – это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния ребенка (взрослого), способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции.

Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Психолог , в зависимости от цели занятия, подбирает художественное произведение, которое должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Оно должно быть высокого художественного уровня.

  2. Герои произведения должны быть духовно близки читателю.

  3. Ситуации, описанные в книге, должны быть переживаниям ребенка (взрослый), должны побуждать к действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил.

  4. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных, путанных, философских книг, не рекомендуется сентиментальная литература и литература ужасов.

  5. Рекомендуемые писатели: Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин, Ф. Достоевский, В, Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький, В. Шекспир, Р. Киплинг, Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма, Э. Золя, О. Бальзак, религиозная литература. Не стоит выбирать слишком объемные произведения, а также произведения, изучаемые в школе.

  6. Особо рекомендуется научно-популярная литература, призванная дать общее представление об областях знания, проблемы в которых испытывает ребенок (взрослый).

  7. Самой большой популярностью пользуются морально-бытовые повести, приключенческая литература, исторические романы, книги о путешествиях.

  8. Хороший лечебный эффект дает серия « Жизнь замечательных людей», потому что в ней описаны жизненные трудности и их преодоление выдающимися людьми, а ребенок (взрослый) идентифицирует себя с героем.

  9. Рекомендуется использовать сатирическую и юмористическую литературу, она помогает укрепить уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции.

  10. Нельзя забывать о том, что читатели неодинаково реагируют на литературу. Поэтому возбужденных, неспокойных следует успокоить, сосредоточить, а людей с подавленным настроением, безразличных – наоборот, заинтересовать, взволновать, активизировать.

Каждый ребенок (взрослый) получает индивидуальный план чтения. В план включаются примерно 7 книг для чтения в течении 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время которых проводится коррекция понимания читателем содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для обратившегося.

Книга может даваться ребенку (взрослому) совершенно чистой, без пометок, а можно в тексте выделить места над которыми ребенок (взрослый) должен подумать, уделить им особое внимание. Можно раскрасить текст разноцветными карандашами, например красным – все, что касается чувств, которые испытывают герои; зеленым – те места, где говорится о действиях, которые предпринимают герои, и т.д.

Перед чтением книги дается инструкция: « Прочтите и отметьте те места, которые произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания. Выделите особо те места, которые явились для вас необычными, непонятными».

Ориентировочный план чтения рекомендуемой литературы может состоять из четырех частей.

В первую часть рекомендуется включать литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настроиться на работу, заинтересовать ребенка (взрослого).

Вторая часть плана – основная, чаще всего это 2-3 книги. Конкретные рекомендации трудно предложить, поскольку многое зависит от интеллектуального развития ребенка (взрослого), от способностей и изобретательности психолога.

Третья часть плана работы над рекомендуемой литературой должна закрепить полученный эффект.

Четвертая – дополнительная часть плана – поддержка духовной уравновешенности и оптимизма в ребенке (взрослом).

В ходе библиотерапии ребенок (взрослый) ведет читательский дневник, который помогает анализировать динамику личностного роста и может помочь диагностировать улучшения или ухудшения эмоционального состояния ребенка (взрослого).

Книги для чтения не должны быть слишком объемными, витиеватыми и дидактичными. Если занятия происходят в группе, то это должны быть 5-7 человек с общими литературными вкусами, общим уровнем культуры. Групповое обсуждение дает возможность говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять свои эмоции, сравнивая их с эмоциями героев и участников занятия, услышать об альтернативных способах переживаний, обсудить альтернативы выхода из сложной ситуации.


Более исчерпывающую информацию о библиотерапии дадут работы:

  1. Миллер А.М. Особенности руководства чтением больных в библиотеках лечебно-профилактических учреждений. Л., 1975.

  2. Рожков В.Е. Руководство по психиатрии. М., 1985.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002.






КИНОТЕРАПИЯ


Это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога.

Метод еще более эффективный, чем библиотерапия, т.к. фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга.

Просмотр фильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать. Кинотерапия требует гораздо меньших затрат по сравнению с библиотерапией: можно выбрать фильм, идущий по телевидению, а можно взять кассету напрокат.

Хотя кинотерапия более эффективна как групповая форма работы, ее можно использовать и как индивидуальную.

Первый этап кинотерапии – подготовительный. Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.

Следующий этап – просмотр фильма.

Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 20 минут.

Заключительный этап кинотерапии – обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Хорошо, если у психолога будет помощник, фиксирующий то, что является общим для многих, и то, что является спорным.

Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают ребенку (взрослому) выразить те мысли, которые трудно было передать словами.

Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения. В конце занятия обычно дается оценка успешности или неуспешности работы группы.

Для кинотерапии подходят фильмы режиссеров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковсого, Чухрая, Михалкова, Рязанова….

Более подробно о концепции кинотерапии можно прочитать в работах А. Менегетти:

  1. Менегетти А. Словарь образов. Л., 1991.

  2. Менегетти А. Кинотерапия. Пермь, 1993.










































МУЗЫКОТЕРАПИЯ


Музыкаотерапия – метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган.

Композиторы, произведения, которых особо рекомендуются для музыкотерапии: К. Глюк, Ж Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен.

На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу, это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.

Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут.


Успокаивающие мелодии


Музыкальное произведение Время звучания


И.С.Бах Прелюдия № 1 2 мин

И.С.Бах Прелюдия №8 4 мин 30 сек

И.С. Бах Хор 3 мин 30 сек

Ф. Шопен Прелюдия № 4 2 мин 5 сек

Ф. Шопен Прелюдия № 13 4 мин 35 сек

Ф. Шопен Прелюдия № 15 1 мин 10 сек


Мобилизующие мелодии

К. Глюк « Мелодия» 4 мин 5 сек

Ф. Шопен Прелюдия № 17 3 мин 45 сек

М. Таривердиев «Мгновение» 1 мин 10 сек

Ж. Бизе – Р. Щедрин тема « Тореадор» 45 сек


После прослушивания происходит обсуждение возникающих у каждого воспоминаний, фантазий, ассоциаций, Можно стимулировать активность слушателей дополнительными заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каким-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одного из членов группы и т.д.

Очень хороший эффект дает сочетание музыкотерапии с аромотерапией

Подробнее с различными аспектами музыкотерапии можно познакомиться:

  1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии. Ташкент. 1979.

  2. Брусиловский Л.С., Цынман А. Об одном варианте сочетания аутогенной тренировки с музыкой. Алма-Ата, 1974.

  3. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск,1995.






































АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ


Практически в любом тренинге используют элементы арттерпевтических методик. Что такое арттерапия?

Арттерапия – это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, кинотерапия, куклотерапия.

Одним из первых заговорил об искусстве как о форме психотерапии Наумберг, опираясь на слова Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально.

Применяют арттерапевтические методики как самостоятельные, так и в качестве вспомогательных к другим видам терапии.

Арттерапия работает с продуктами творчества самого ребенка (взрослого) ( его рисунки, текстовые работы и т.д.) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, продукция киноискусства).

Арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности ребенка (взрослого). Наиболее полно разработана рисуночная терапия.


























АРОМАТЕРАПИЯ

Люди непрерывно сталкиваются с миром запахов. Ароматы в нашей жизни играют значительную роль. Современные люди воспринимают запахи как вещества, которые при попадании в нос раздражают нервные окончания и передают информацию в головной мозг. Древние считали ароматы тончайшим проявлением стихии Земли.

История ароматерапии начинается с глубокой древности. Древние греки, египтяне использовали ароматы в течение всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье, красоту и молодость. Ароматы являлись неотъемлемой частью их искусства любви, сопровождали религиозные празднования.

В Древнем Китае, Индии перегонка паров растений была поставлена на высокий уровень. Секреты выработки эфирных масел сохраняли и передавали от родителей к детям.

Сейчас ароматерапия – одна из популярных, развивающихся областей психотерапии. Ароматерапия – наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека. Специалистами в области ароматерапии разработаны принципы воздействия определенных эфирных масел на человека. Правильно применяя и грамотно составляя композиции из эфирных масел, можно достичь самых невероятных результатов.

Ароматерапию чаще используют на групповых занятиях. Применяют ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Ароматы повышают устойчивость к неблагоприятным факторам, помогают саморегуляции, саморазвитию личности. Чтобы собрать группу для проведения ароматерапии, необходимо подобрать людей с учетом их личной совместимости и совместимости их восприятий ароматов. При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых психолог не должен забывать: знать о наличии аллергия у ребенка (взрослого), беременности, эпилепсии. В этих случаях от посещения занятий ароматерапией следует отказаться. А при болезни почек противопоказаны ароматы ели, можжевельника, пихты.

Способы распространения эфирных масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж. При проведении групповых занятий наиболее удобны способы ингаляции, точечный массаж.

При ингаляции ароматы попадают на определенные точки носа, массируют их, вызывая импульсы, передающиеся в зоны головного мозга, которые отвечают за тот или иной орган, систему органов. Ароматы также оказывают прямое воздействие на органы дыхания, устраняя застойные и воспалительные реакции. Ингаляции делятся на холодные ( на ткань или камень из мелкопористой глины), горячие (в горячую воду капают масла, вдыхают их, накрывая голову полотенцем), аромакурительницы (в верхнюю часть емкости наливается вода и несколько капель эфирного масла, после внизу зажигается свеча; 3-5 капель на 15 кв.м). На групповых занятиях также можно применять точечный массаж. Для этого эфирное масло смешивают с маслом для массажа и наносят на рефлексогенные точки.

Психолог фиксирует ощущения каждого ребенка (взрослого), помечая ухудшение состояния, неприятные ассоциации.


Методика применения эфирных масел

Эфирные масла оказывают влияние на эмоции человека. Каждому эфирному маслу свойственно определенное действие. Например, аромат апельсина, знакомый с детства, несет с собой не только приятные воспоминания, но и повышает оптимизм, веру в свои силы; герань – восстанавливает веру в себя после неприятного общения или небольшой потери, устраняет механизмы саморазрушения; мята – устраняет чувство тревожности, напряжения, помогает побеждать болезни; роза – преобразует энергию озлобления, разочарования в энергию самосовершенствования, помогает объективно оценивать проблемы; сосна – способствует восстановлению сил после тяжелого эмоционального удара, развивает оптимизм.

Ароматы, которые применяют при:

  • переутомлении – апельсин, бегамот, герань, ель, лаванда, лимон, ладан, мята, роза;

  • депрессивных состояниях – корица, лаванда, пихта, роза, шалфей;

  • раздражительности – анис, ель, кипарис, мандарин, мелиса, можжевельник.

Людям с повышенной эмоциональностью рекомендуется: жасмин, лаванда, ладан, мелисса, мята, роза, сандал, сосна

Ароматы для снятия усталости, переутомления, раздражительности – бергамот, гвоздика, лимон, розмарин, сосна.

Выбирать ароматические композиции нужно, исходя из:

  • возраста и пола людей;

  • телосложения;

  • темперамента.

Мужчинам желательны анис, базилик, кедр, ладан, лимон, можжевельник, сандал, сосна, шалфей, эвкалипт.

Женщинам приятнее апельсин, бергамонт, герань, жасмин, иланг-иланг, кипарис, лаванда, мускатный орех, мира, роза.

Для стройных рекомендуется бергамонт, гвоздика, герань, ладан, мелисса, мята, мускат, пачули, роза, сандал.

Ароматы для «пышных» - апельсин, грейпфрут, лимон, мандарин, можжевельник, розмарин, сосна.

Для спокойных людей лучше использовать аромат апельсина, герани, лимона, мандарина, пачули, розмарина, эвкалипта.

Литература по методике ароматерапии:

  1. Валджи Х. Ароматерапия. Ростов н/Д, 1997.

  2. Брут В., Конопотская И. Душистая аптека: Тайны ароматерапии. ГИТИС, 1996.

  3. Николаевский В.В. Ароматерапия. Справочник. М., 2000.

ПЕСКОТЕРАПИЯ


Очень эффективным методам психокоррекции является игротерапия. В ее основе лежит признание того, что игры оказывают огромное влияние на личность. Пескотерапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызыыает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т.п.)

Прежде чем приступать к проведению пескотерапии, необходимо оборудовать игровую комнату. Это совершенно необычное место, где с помощью игры люди проникают в глубины своего сознания. Сама комната должна быть небольшой, посреди нее ставят довольно большой низкий стол и стулья. Стулья должны быть удобными. В игровой комнате хорошо иметь большое окно и искусственное освещение.

Вдоль стен располагают полки, на которых размещаются игрушки, отражающие все стороны жизни. Поэтому на полках должны быть игрушки, изображающие животных, людей, дома, мосты, духовную сферу, эмоции, - все, что существует в этом мире. Обычно эти предметы расставлены по определенной системе. Но не стоит придерживаться слишком строгого порядка, ибо ребенок (взрослый), работая с этими предметами, почувствует, что они ему не принадлежат, а принадлежат тому, кто создал этот порядок.

Кроме игрушек, на полках можно расположить небольшие карточки, на которых написаны слова с абстрактными значениями: «нежность», «любовь», «отношения» и т.д. Кроме того, нужны предметы живой и неживой природы: камешки, цветы, перышки; духовные символы, четки, кресты, свечи; предметы, символизирующие сближение и разъединение (щеколда, машина, мост, лодка); просто вещи (деньги, пуговицы, сердечки).

Если ребенку (взрослому) необходим предмет, которого нет на полках, психолог может предложить вылепить недостающий предмет из глины. Это бывают совершенно необычные фигурки, например пара влюбленных, человек с грузом на спине и т.д.

Очень интересно наблюдать за лицом человека, который впервые входит в комнату с песочницей. Многие люди не имеют в жизни возможности наиграться вдоволь, они редко фантазируют, редко занимаются творчеством. Поэтому пескотерапия – очень привлекательный для ребенка (взрослого) метод релаксации: не надо уметь рисовать, двигаться, даже говорить. Единственное, что нужно сделать – выбрать на полках предметы, которые привлекут внимание, и с их помощью создать на песке картину.

В самом начале занятия ребенку (взрослому) предлагают сесть напротив психолога, положив руки на песок, закрыть глаза и просто дышать, убеждая себя, что с каждым выдохом уходят страх и боязнь оценки. Страх и оценка – это то, что мешает творчеству. Так ребенок (взрослый) сидит некоторое время и просто дышит. Потом включается тихая музыка, которая помогает расслабиться.

Психолог просит ребенка (взрослого) сосредоточить внимание на руках в центре ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать, как оно пульсирует. Через свои ощущения, через прикосновение рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Затем психолог предлагает ребенку (взрослому) передвигать руками по песку так, как захочется, зарываться рукой в песок. Этот момент важен тактильными ощущениями. Ребенок (взрослый) начинает осваивать пространство песочницы, иногда рисует удивительно красивые узоры.

После психолог предлагает открыть глаза, взять корзинку и, двигаясь вдоль полок, класть в корзинку то, что привлекает внимание. Выбирая предметы, ребенок (взрослый) должен доверяться своим чувствам, откликаться на все, что покажется важным для него, даже не задумываясь и не отвечая себе, почему. Этот процесс для человека психологически очень значим: человек присваивает нужное ему, без необходимости перед кем-либо объясняться, извиняться. Иногда это происходит впервые у ребенка (взрослого).

Каждый предмет, который привлечет человека, не случаен, у предмета есть символическое значение, связанное с подсознанием.

Привлекать может цвет, отблеск, сходство с чем-либо, но анализировать это не надо. Когда создается картина на песке, она сама по себе приобретает смысл. Ребенок (взрослый) описывает словами то, что у него получилось. Психолог помогает ему осознать это вопросами: « Какое общее чувство вызывает у тебя получившаяся картина?», « Есть ли название того, что получилось?», « Какое место в картине больше всего притягивает?».

Можно использовать такие варианты начала беседы: « Посмотрите, как эта фигурка смотрит на нас! По-моему ей есть, что сказать. Как думаете, что она хочет нам рассказать?» или «Посмотрите-ка на эти две фигурки, по-моему, они беседуют друг с другом. Как думаете, о чем?», «Не напоминает ли эта картина что-либо из вашей жизни?» Ребенок (взрослый) начинает говорить вместо этих фигурок. И каждая из этих фигур – он сам.

В самом конце занятия лучше спросить, годится ли то, что получилось, или, может быть, ребенок (взрослый) хочет что-либо убрать или добавить в картину на песке.

Пескотерапию можно использовать в индивидуальной и групповой работе. В работе с группой используют большую круглую песочницу, отделяя свой сектор каждому участнику. Все работают самостоятельно, а потом рассказывают о том, что у них получилось.


Более подробно с методом пескотерапии можно познакомиться в книге:

  1. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии . Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. М., 1997.


ЦВЕТОТЕРАПИЯ


Цветотерапия относится к популярным направлениям психотерапии. Психологи и даже целые клиники сегодня все чаще прибегают к этому методу лечения при самых разнообразных патологических состояниях.

Человечество давно знало о целебных свойствах цвета. Уже в Древнем Египте в храмах существовали специальные помещения, в которых солнечные лучи определенным образом преломлялись в тот или иной цвет спектра. Археологи утверждают, что эти комнаты были лечебными. Знаменитый Авиценна составил особый атлас, в котором запечатлел зависимость цвета, темперамента и здоровья. В Средние века великий врач Парацельс готовил свои лекарства, руководствуясь не только свойствами компонентов, но и их цветом.

Научное обоснование использование цвета получило благодаря опытам французского астронома Фламмариона. Он исследовал влияние цвета на развитие растений. Помещая растения под цветное стекло, он отметил, что белые и красные цвета спектра благотворно влияют на растения, а зеленый и синий фактически убивают их.

В России тоже был ученый, который внес значительный вклад в теорию цветотерапии. Это психоневролог В.М.Бехтерев. Он доказал, что цветовая гамма может влиять на состояние человека также, как и лекарства. Бехтерев утверждал, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения.

Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длина волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Более того, каждый орган человеческого тела «работает» на определенной магнитной частоте. Изменение частоты, вызванное влиянием того или иного цвета, приводит к изменениям в функционировании органа. Поэтому не удивительно, что цветотерапия оказывает такое влияние на организм в целом.

Цвет оказывает влияние и на психику человека. Швейцарский психолог Макс Люшер вывел взаимосвязь цветовых предпочтений с эмоциями, которые испытывает человек.


Какова же методика проведения цветотерапии?

Для цветотерапии применяют специальное оборудование (аппарат, который генерирует разные цвета, ритм подачи света, яркость,равномерность). Количество цветовых ламп в приборе колеблется от двух (красный и синий) до семи.

Процедуру следует проводить в отдельном кабинете, оформленном в нейтральных тонах. Ребенок (взрослый) располагается в кресле, цветовой поток аппарата должен находиться в прямой видимости, ребенок (взрослый) может во время процедуры закрыть глаза. Один сеанс длится 10-15 минут, курс составляет 10 сеансов.

В принципе, можно использовать все оттенки солнечного спектра. Но в большинстве случаев выбирают основные цвета – красный, желтый и синий, а также смешанные тона: оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Красный цвет оказывает разогревающее действие, он укрепляет сердце и систему кровообращения. Оранжевый дает ощущение радости жизни и веселья, он помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита. Желтый улучшает настроение и положительно влияет на нервную систему и внутренние органы. Зеленый оказывает сильный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние усталости. Синий цвет помогает при нарушениях сна, при головных болях.

Для проведения цветотерапии вместо специального прибора можно воспользоваться светильниками с несколькими цветными люминесцентными лампами. Количество цветов варьируется от двух (красный и синий) до четырех (синий, зеленый, желтый, красный). Можно также наложить на кожу специальную цветную пленку и направить на нее луч от карманного фонарика.

Но цвет не только лечит, он может и навредить, если его применять неправильно. Противопоказания к применению следующих цветов являются:

  • красного – гипертония, повышенная возбудимость, агрессивность, злость;

  • синего - гипотония, депрессия, чувство страха;

  • фиолетового – депрессия, угнетенное состояние;

  • желтого – повышенная возбудимость;

  • зеленый цвет противопоказаний не имеет.


Рекомендации, которые может дать психолог ребенку (взрослому) в рамках цветотерапии:

  1. Можно улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством – использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

  2. Так же действует и одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения ребенок (взрослый) ощущает усталость, плохое настроение и депрессию, ему лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых тонов.

  3. Если же после утреннего пробуждения он испытывает избыток энергии, лучше надеть костюм успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.

  4. Место, где в течение дня ребенок (взрослый) проводит больше всего времени, можно рекомендовать оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

  5. Можно при плохом настроении рекомендовать методику визуализации. Для этого ему предлагают воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности.


Литература, в которой представлена тема «Цветотерапия»:

  1. Рай К. Цветомедитация. М., 1995.

  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

  3. Ульрих Бер. Что означают цвета? Ростов н/Д, 1997.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Автор: Шошина Татьяна Ивановна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми младшего возраста» "
    ["seo_title"] => string(79) "art-tierapievtichieskiie-tiekhnologhii-v-rabotie-s-diet-mi-mladshiegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "212886"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948350"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Арт-фантазия", как способ психо-эмоциональной коррекции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(77) "art_fantaziia_kak_sposob_psikho_emotsionalnoi_korrektsii_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "553261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1592112538"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Коррекционное занятие. Развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста. "
    ["seo_title"] => string(107) "korriektsionnoie-zaniatiie-razvitiie-emotsional-no-volievoi-sfiery-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "103716"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402605068"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(17) ""Мишутка" "
    ["seo_title"] => string(8) "mishutka"
    ["file_id"] => string(6) "183714"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425917161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства