Развитие ребенка через фольклор – используем опыт предков.
Развитие ребенка через фольклор – используем опыт предков.
Актуальность работы заключается в том, что детский фольклор – составная часть народного творчества, форма непосредственного сохранения народной традиции воспитания, общения взрослого и ребёнка.
Фольклор – это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие ребенка через фольклор – используем опыт предков.»
Развитие ребенка через фольклор – используем опыт предков.
В настоящем многие проблемы воспитания возникают, прежде всего потому, что дети слишком отдалены от восприятия народных традиций, необходимо приобщать детей к народной культуре, опыт положительного воздействия которой уже доказан.
В данной статье хотелось бы продемонстрировать содержание работы по теме: «Детский фольклор как источник патриотического воспитания подрастающего поколения». Работа носила форму исследования местного материала по использованию детского фольклора в детских дошкольных учреждениях Кавказских Минеральных вод. Для данного исследования использовался опыт работы по данному направлению воспитателей детского сада №50 «Ромашка» станицы Константиновской: Величко Ирины Петровны, Брагиной Елены Александровны. Цель данного исследования – рассмотреть состояние работы по приобщению детей дошкольного возраста к традициям русского народного творчества, применение в работе с детьми фольклорного наследия.
Задача данного исследования – познакомиться с устным народным творчеством и детским фольклором, показать, что традиции русского народа продолжают жить и применяются в работе с детьми в нашей станице.
Актуальность работы заключается в том, что детский фольклор – составная часть народного творчества, форма непосредственного сохранения народной традиции воспитания, общения взрослого и ребёнка.
Фольклор – это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания.
В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Именно ему посвящена данная работа.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в работе с детьми стало широкое знакомство с фольклорным творчеством.
Первым к серьезному изучению детского фольклора обратился Г. С. Виноградов. Им опубликован ряд значительных работ, посвященных исследованию детского фольклора. Заслуга Г.С. Виноградова в том, что он впервые довольно точно определил понятие детского фольклора, подробно охарактеризовал его многие жанры (особенно считалки), раскрыл связь детского фольклора с народным бытом. Ему принадлежит большое количество статей и исследований, в которых поднимались общие вопросы изучения детского фольклора в тесной связи с этнографией, психологией детского творчества и традиционным творчеством взрослых. Его многолетняя собирательская и исследовательская деятельность обобщена в фундаментальном исследовании «Русский детский фольклор» (с публикацией более 500 текстов). Г.С. Виноградову принадлежат исследования различного характера, такие, как «Детская сатирическая лирика», «Народная педагогика». В них он из общего объема детского фольклора выделяет в особую область «Материнскую поэзию», или «Поэзию пестования», в то же время постоянно отмечая наличие и роль преемственности между произведениями этого пласта и поэзией детей.
У русского народа, как и других народов мира, накоплен огромный опыт воспитания подрастающего поколения, который необходимо беречь и использовать для сохранения национальной самобытности.
И именно эту задачу может решить широкое применение в работе с детьми детского фольклора – части русского народного творчества.
История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклор сохраняет следы мировоззрения каждого народа в разные периоды истории.
В детском фольклоре безгранична сила доброжелательного слова, но более всего родного слова, родной речи, родного языка.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями.
Игра – наиболее доступная и понятная для ребёнка деятельность. В игре ребёнок учится трудиться, строить отношения со сверстниками и окружающими людьми. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования личности ребёнка.
Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей. Быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Таким образом, в детских учреждениях в работе с детьми широко применяется фольклорное наследие. Как показало исследование, в работе существует система: от простого и понятного (потешки, пестушки, колыбельной) к более сложному (песни, игры, забавы) и дальше к творчеству (участие в конкурсах, праздниках).
Детское творчество, основанное на фольклоре, тесно связывает поколения. Делает понятным общение ребёнка и мамы, внуков и бабушек. Здесь нет места такому выражению: «предки», а есть естественная связь в семье, где каждый знает: старость достойна уважения, а детство – защиты.
Ребёнок, приобщённый к культуре общения в семье, переносит её и на общение с другими детьми, воспитателями, учителями, соседями, а это и есть цель народной мудрости.
Литература:
1. «Потешки» Для чтения взрослым и детям: М., 2011 год.
2. «Русский колендарно – обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока» (песни и заговоры), Новосибирск «Наука» 1997 год; том 13, стр.139.