kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через игровые занятия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлены эффективные приемы и игры для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие мелкой моторики у дошкольников через игровые занятия»»

Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования

«ЦРР-ДС № 86»

Вос-ль Омарова Заира Ахмедовна


Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики у дошкольников

через игровые занятия»


Краткая аннотация для методической разработки.

В данной методической разработке представлены эффективные приемы и игры для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям и педагогам, работающим с детьми 3–7 лет, для организации интересных и развивающих занятий.


Пояснительная записка.

Методическая разработка для воспитателей «Развитие мелкой моторики через игровые занятия» направлено на развитие и укрепление мелкой моторики пальцев рук у детей 3-7 лет.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

А известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Гусь» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Актуальность:

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Игровые приемы

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

 - различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; 
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; 

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев. 
Дети в дошкольном возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития. 


Пальчиковые игры и упражнения, развивающие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: способствуют развитию речи.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и на занятиях.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами.

Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.

➢ Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

➢ В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

➢ Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

➢ Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

➢ Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

➢ Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

➢ Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

➢ Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

➢ Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

➢ Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.


Основные игры и упражнения:

1. Прокатывание шариков по нарисованным дорожкам - развивает точность и контроль пальчиков.

2. Игра с изюмом - закрепление «пинцетного захвата» при украшении теста.

3. Пальчиковая гимнастика с рифмовками - улучшает координацию и речевые навыки.

4. Накручивание ленточек на карандаш - тренирует силу и ловкость пальцев.

5. Конструирование из мелких деталей (лего, пазлы) - развивает моторику и внимание.

1. «Пальчики играют»

Пальчик к пальчику,

Пальчик к пальчику,

Раз, два, три - играем вместе мы!

2. «Кулачки»

Сжали кулачки,

Разжали кулачки,

Покрутили пальчики -

Вот и размялись!

3. «Домик»

Этот пальчик - в домике,

Этот пальчик - рядом,

Этот пальчик - в гости шёл,

Этот пальчик - сядет,

А последний - чай нальёт!

4. «Гусеница»

Ползёт гусеница по ладошке,

Согнулись пальчики - ножки-ножки.

Вот гусеница отдыхает,

Пальчики вместе - засыпает.

5. «Ладошки хлопают»

Хлоп-хлоп ладошки,

Пальчики в дорожки,

Пальчики гуляют -

Дружно отдыхают!


Переходим ко второму этапу - игре «Прокати шарик»:

Описание:

На столе рисуем или выкладываем дорожки (можно использовать верёвочки, ленты или просто нарисовать маркером на бумаге). Ребёнку даём маленький шарик (например, пластмассовый, деревянный или из пластилина) и предлагаем прокатить его по дорожке от начала до конца, стараясь не выходить за границы.

Что развивает:

Точность движений, координацию рук и глаз, умение контролировать силу нажатия пальцев.

Совет:

Можно усложнить задание - сделать дорожки разной ширины или добавить повороты и «остановки».


Следующий этап - работа с изюмом:

Описание:

Даем ребенку тесто (пластилин или соленое тесто) и изюм. Задача - аккуратно взять изюм пинцетом или пальчиками и вставить в тесто, украшая его.

Что развивает:

Мелкую моторику, точность захвата, силу пальчиков и координацию.

Совет:

Если изюма нет, можно использовать бусинки или маленькие пуговицы. Главное - чтобы детали были маленькими и требовали аккуратности.

Следующий этап - конструирование из лего:

Описание:

Предложи ребенку построить из лего простую фигуру - домик, машину или что-то ещё по желанию. Можно дать задание повторить образец или придумать свой вариант.

Что развивает:

Мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и усидчивость.

Совет:

Начни с крупных деталей, чтобы ребенку было проще, и постепенно переходи к мелким элементам.

Завершающий этап - массаж пальчиков и рук:

Описание:

Легкими поглаживаниями и мягкими пощипываниями массируй каждый пальчик, ладошки и запястья ребёнка. Можно использовать крем или масло для приятных ощущений.

Что развивает:

Стимулирует кровообращение, расслабляет мышцы, улучшает чувствительность и подготавливает руки к дальнейшим занятиям.

Совет:

Пока массируешь, рассказывай короткие стишки или песенки - это сделает процесс веселым и уютным.

Вот несколько простых стишков для массажа ручек и пальчиков:

1. Для пальчиков:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

2. Для ладошек:

Мы ладошки разотрем,

Жарко станет нам потом.

Будем ручки согревать,

И тихонько похлопать!

3. Для кистей рук:

Вот кулак, а вот ладошка.

Поиграем мы немножко

Мы ладошкой постучим,

Кулачком чуть-чуть побьем.

Заключение:

Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.

Регулярное включение игровых упражнений в режим детского сада помогает гармонично развивать мелкую моторику, что положительно влияет на общее развитие ребенка и подготовку к школе.

Хочется отметить, что большое значение имеет работа по включению родителей в совместную деятельность. Опыт показал, что активное участие родителей в образовательном процессе необходимо для успешного развития ребёнка.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через игровые занятия»

Автор: Омарова Заира Ахмедовна

Дата: 24.06.2025

Номер свидетельства: 672224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников через игровую деятельность»"
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiiesiensornykhsposobnostieimladshikhdoshkolnikovchieriezighrovuiudieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "288589"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454653842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessie_"
    ["file_id"] => string(6) "381645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484907872"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessi_1"
    ["file_id"] => string(6) "381678"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484913388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(96) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "283627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864765"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(97) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu1"
    ["file_id"] => string(6) "283628"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства