Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играют важную роль показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие мелкой моторики"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ ЦРР-д/с
Проект
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»
Старшая группа (5-6 лет)
ФИО, педагог-психолог
Оглавление
1. Описание мероприятия…………………………………….
2. Список информационных источников…………………….
3. Приложение………………………………………………….
Описание мероприятия.
Участники:воспитанники старшей возрастной группы, родители воспитанников, педагог – психолог.
Тип проекта: групповой, игровой, долгосрочный.
Вид проекта: долгосрочный, срок реализации: октябрь-май.
Возраст участников: воспитанники 5-6 лет
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, через разные виды деятельности.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме проекта.
максимально использовать различные виды детской деятельности с целью развития мелкой моторики;
обогатить развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики дошкольников;
развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
способствовать развитию психических познавательных процессов (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
формировать положительные эмоции.
Актуальность: развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быт сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы.
Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Проблема: недостаток развития мелкой моторики может привести ребёнка к таким негативным последствиям как:
отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
если попросить ребенка нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Ожидаемый результат: реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня развития мелкой моторики у воспитанников старшей возрастной группы, в том числе:
планируется разработать и внедрить в детскую деятельность развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
кисти рук и пальцы дошкольников приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
воспитанники научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве, рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.
у дошкольников повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слухового восприятия, логического мышления, улучшится память, речь.
повысится психолого-педагогическая грамотность родителей воспитанников в вопросах развития мелкой моторики, они станут единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики во взаимодействии с детьми.
Этапы работы по проекту:
Подготовительный этапс 01.10.2019 г. по 9.01.2020 г.
изучение научно-методической литературы по теме исследования;
определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук – приложение 1;
разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
создание предметно – развивающей среды - для работы с детьми дошкольного возраста - необходимо было подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми. В первую очередь необходимо подготовить: дидактические игры со шнуровкой, пальчиковые игры, книжки-раскраски, массажные мячики «СУ-ДЖОК», разные виды конструктора, мозаик, пазл. Для развития мелкой моторики необходимы материалы: пластилин, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки. Широко можно использовать природный и бросовый материал: шишки, пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки, и т.д.
Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми необходимо изучить ряд психолого-педагогической литературы:
создание картотеки пальчиковых игр и упражнений – приложение 5;
разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями.
Основной этапс 10.01.2020 г. по 14.05.2020 г
реализация перспективного плана работы с детьми, родителями, воспитателями;
накопление материала по проекту: создание дидактических игр.
Перспективный план с детьми по развитию мелкой моторики рук
Месяц
Тематика работы
Январь
Дидактическая игра «Штриховка».
Графические упражнения.
Дидактическая игра «Шнуровка»
Игра «Раскрасим силуэт фигуры»
Пальчиковые игры
Рисование на песочных столах
Игры с геометрическим конструктором «Танграм»
Февраль
Конструирование конструктора.
Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Бабочка».
Самомассаж с использованием массажных мячиков.
Игры с крупами (фасоль)
Графические упражнения
Дидактическая игра «Шнуровка»
Упражнение «Дорисуй фигуру»
Март
Игры с деревянным конструктором «Строим город»
Игра «Зашнуруй ботинок»
Рисование на песочных столах
Игры с геометрическим конструктором «Волшебный квадрат», «Листик»
Упражнение «Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек»
Апрель
Конструирование из деревянного конструктора «Томик»
Игры со шнуровкой «Грибок», «Мишка»
Самомассаж пальцев пружинкой «су-джок»
Игры с кинетическим песком
Рисование на песочных столах
Игры с геометрическим конструктором «Монгольская игра»
Упражнения со счётными палочками
Упражнение «Дорисуй фигуру» (по принципу симметрии)
Работа с родителями.
Привлечение родителей к пополнению предметно - развивающей среды
Проведение мастер –класса для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников, через дидактические игры»
Предоставление консультации на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников 6-7 лет» - приложение 2
Предоставление консультации на тему: «В игры играем – ребенка развиваем!» - приложение 3
Индивидуальные устные консультации по теме проекта
этап заключительный: с мая 2020 г.:
подведение итогов по результатам проекта,
разработка рекомендаций для педагогов и родителей «Эффективные приемы самомассажа кистей рук» - приложение 4,
оформление проекта.
Достигнутый результат: работа по проекту позволила увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста разных видов деятельности способствует развитию мелкой моторики руки.
Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас.
На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников, приобретаются навыки учебной деятельности способствует формированию навыка овладения письмом.
Список информационных источников:
1. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е. С. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб:000 «Издательство «Детство – Пресс», 2014 – 96с. - (Кабинет логопеда).
5. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
7. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.
9. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
10. Интернет ресурсы http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.
Приложение.
Приложение 1
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
Пальчиковые игры и упражнения;
Массаж кистей рук и пальцев;
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
Игры с верёвочкой, шнуровку.
Продуктивная деятельность
Лепка, аппликация;
Рисование по трафаретам;
Дорисовка (по принципу симметрии)
Раскрашивание;
Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская
Конструирование из металлического конструктора;
Конструирование из бумаги;
Конструирование из природного материала;
Графические упражнения, штриховки;
Собирание из мозаик;
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ПЛАСТИЛИН, ТЕСТО
КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОКДЛЯ РИСОВАНИЯ
НИТКИ, ТЕСЬМА, ШНУРКИ, ВЕРЁВКА, ТКАНИ.
КАРАНДАШИ
СЧЁТНЫЕ ПАЛОЧКИ
КРУПА, БУСЫ, ПУГОВИЦЫ
КОНСТРУКТОРЫ, МОЗАИКА, ПАЗЛЫ.
БУМАГА
ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ
МАССАЖНЫЕ КОВРИКИ, МАССАЖНЫЕ ШАРИКИ «СУ-ДЖОК»
Приложение 2
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 6–7 лет
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики.
Недостаточное развитие в этой сфере, приводит в большинстве случаев
к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
• физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
• мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
• конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
• прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.
Приложение 3
Консультация для родителей
«В игры играем – ребенка развиваем!»
Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному обучению, в частности, к письму.
В головном мозге человека, центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, очень близко расположены. Стимулируем отделы мозга отвечающую за мелкую моторику, активизируем зоны отвечающую за речь.
У ребенка хорошо развита мелкая моторика руки, как правило умеет рассуждать логически правильно, хорошо развита память, внимание, связная речь.
Развивать тонкую моторику руки можно в домашних условиях и в транспорте, на прогулке, в песочнице. Правильно ли ваш ребенок завязывает шнурки? Знает ли он названия пальцев руки? Вот игры для развития чувствительности пальцев рук.
Очень нравятся детям игры с прищепками. Нужно вырезать из картона различные формы: круг – солнышко, треугольник – елочка, полукруг – елочка. Пусть ребенок сам попробует придумать какую – нибудь фигуру.
Можно предложить игры со спичками. Выкладывание узоров по памяти, по образцу.
Примеры игр для развития тактильной чувствительности пальцев рук:
Угадывание фигур, цифр или букв, "написанных" ладонях рук.
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов.
Перекатывание карандаша между пальцами.
Задания, которые могут развивать моторику руки:
1. игры с нитками;
2. уход за срезанными и живыми цветами;
3. чистка металла;
4. переливание воды. Это мытье посуды, стирка белья, переливание воды из одного стакана в другой. Эти занятия не только развивают моторику, а также успокаивают детей.
5. собирание разрезных картинок;
6. разбор круп;
7. рисование карандашами или красками.
Все зависит от вашего терпения и фантазии!
1. Работа с кубиками
Оборудование: Кубики.
Содержание: ребенок может выложить с помощью кубиков башню, дорожку, скамеечку, ворота, домик и т. д.
2. Работа с матрешками, пирамидками.
Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.
Содержание: На столе раскладываются матрешки, пирамидки, коробки. Собрать пирамиду из 5 колец;
собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;
собрать одну матрешку из 4-5.
3. Работа с бусинками.
Оборудование: бусинки различного цвета, формы и величины.
Содержание: можно придумать любой рисунок из бусинок. Сделать кукле бусы.
4. Работа в уголке природы.
Оборудование: Пульверизатор, цветок.
Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю на растение (опрыскивать).
5. Вырезание из бумаги.
Вырезание поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой моторики кистей рук. Эта работа очень интересна детям, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
Поделки из бумаги можно использовать в виде елочного украшения, подарить кому-либо.
6. Составление из бумаги коллажей, композиций.
Ножницы должны быть безопасные, не заостренные, научит ребенка правильно их держать в руке.
Приложение 4
Эффективные приемы самомассажа кистей рук:
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Приложение 5
Пальчиковые игры для детей 5-6 лет.
1. КАПИТАН Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.
2. ДОМИК Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком) Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки) Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) И блины горой стоят - Угощенье для ребят.
3. ГРОЗА Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки) Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе). Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони). В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию) Гром все небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) Вновь посмотрит нам в оконце!
4. БАРАШКИ Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв.
6. КОШКА И МЫШКА Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. (пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол) И легонько их сжимает - Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, (ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад). Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.